2006, ТВ сериал, серий: 23, студия Manglobe Inc., режиссер: Мурасэ Сюко, снято по сценарию Сато Дай
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы

КНИГИ КАК ЧАСТЬ ПЕРСОНАЖА

книги как часть персонажа

11-я серия — это сон-видение Винсента, в котором отражается попытка вспомнить прошлое и в итоге примириться с «Эрго Прокси» — своим первым и подлинным «Я». Главный герой попадает в книжный магазин, где все книги на полках называются «Vincent Law», но когда он раскрывает такую книгу — внутри лишь чистые страницы.

Смысл этого в том, что «Винсент Лау» — это ненастоящее имя, в нём нет разгадки личности. Поэтому книжные полки замыкаются в лабиринт...

_↑_

КНИЖНЫЙ МАГАЗИН

книжный магазин

В 11-й серии в книжном магазине Винсент «заметил» название на корешках лишь после того, как хозяин магазина предложил ему «почитать». Первоначально на полках стояли книги без названий. Эта «путаница» легко объяснима тем фактом, что большая часть серии — сон.

Книги «Vincent Law» и полки с похожими корешками появились в других сериалах студии Manglobe — «Michiko and Hatchin» и «Seiken no Blacksmith».

_↑_

ПЕРСОНАЖ-ЧИТАТЕЛЬ

персонаж-читатель

Заразившись вирусом «Когито», автолейв Пино постепенно «очеловечивается» — и начинает много читать.

Неизвестно, любила ли она книги раньше, но во время путешествия с Винсентом и Рил, Пино постоянно сидела где-нибудь на полу, уткнувшись в книжку.

Среди прочих она читала «Алису в Стране Чудес» Кэрролла, и эта книга отобразились в героях и сюжете: сама Пино — и Алиса, и кролик.

_↑_

АЛИСА КЭРРОЛА

Алиса Кэррола

В «Ergo Proxy» обнаруживаются много явных и скрытых отсылок к этому произведению, самая очевидная: Кролик, который ведёт.
Во-первых, это Пино, за которой следует Винсент в meditatio II, когда пытается выбраться из Ромдо.

Во-вторых, корабль «Сенцон Тоточтин», или «Усаги» (Кролик) на котором путешествуют главные герои.

Вообще, сама Пино — в тех многочисленных случаях, когда она то и дело куда-нибудь забредает. И её приходится искать.

_↑_

САД РОЗ ТЕННИЕЛА

Сад Роз Тенниела

В meditatio VIII есть аллюзии на сцену в Саду Роз — а также на карты из «Страны чудес». Пино увлечённо читает книжку – это «Алиса в Стране чудес» Кэрролла с иллюстрациями Джона Тенниела. Подробнее.

_↑_

ЧЕШИРСКИЙ КОТ

Чеширский Кот

В meditatio XI Хранитель Памяти и внешним своим видом, и вопросами «что ты ищешь?» очень напоминает Чеширского Кота.

Многие события из путешествия Винсента происходили в его снах и видениях — и все приключения Алисы также случились в «вымороченном» мире сна и зазеркалья.

В целом символичность и «условность», парадоксальность и даже «сказочность» «Ergo Proxy» во многом близка Кэрроллу.

_↑_

ДЕКАРТ

Декарт

Вирус «Cogito» и название «Ergo Proxy» отсылают к известному изречению Декарта «Мыслю, следовательно, существую».

«Cogito ergo sum» является переводом с французского оригинального утверждения Декарта «Je pense, donc je suis» («Я мыслю, значит, я есть»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637). Подробнее.

В сериале процитировано и обыграно множество известных фраз и текстов. Полный список вербальных цитат «Эрго Прокси» можно посмотреть здесь.

_↑_

ГЕРАКЛИТ

Гераклит

В meditatio XI Хранитель Памяти из книжного магазина «City Lights» цитирует некоторые мысли Гераклита о «логосе» и «биосе». Подробнее.

_↑_

СТАТУИ-СОВЕТНИКИ

статуи-советники

Статуи-советники воплощают в себе личности известных философов:

Статуи справа:

Статуи слева:

_↑_

УЛИЦЫ ФИЛОСОФОВ

улицы философов

В рабочем блокноте Рил есть карта, на которой можно разглядеть названия улиц (дорог): «Schopenhauer Roаd» и «Machiavelli Roаd» (справа) «Montesquieu Roаd» (слева). Вероятно, и другие улицы названы в честь известных философов и мыслителей.

_↑_

БУСКЕ

Буске
«У этого сердца есть чувства, которые уснули.
А теперь эти чувства пробуждаются.
И это нельзя описать простыми словами.
Как только он родится в этом мире, он сможет стать кем угодно».

В meditatio IV просыпающийся Винсент слышит эти строки Жоэ Буске – их читает Худе. Подробнее.

_↑_

СТИХИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

стихи Микеланджело

1-я серия начинается с цитаты из «ответа» Микеланджело Буонаротти на эпиграмму Джаванни Баптисты Строцци, которую тот написал на «Ночную Статую» Усыпальницы Медичи.

В опенинге, который начинается с 3-й серии, изображены фрагменты из этого поэтического произведения — они используются как один из элементов фона.

_↑_

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Ветхий Завет

В последней серии Ergo One упоминает «Ковчег» и «Колыбель», а под «мёртвым, обращённым в прах миром» имеет в виду как внешний мир (за стенами Ромдо), так и опустошённое пространство памяти – поскольку путешествие Винсента/Эрго Прокси проходило одновременно на Земле и в подсознании... Подробнее.

_↑_

«В ОЖИДАНИИ ГОДО» БЕККЕТА

«В ожидании Годо» Беккета

В meditatio XIX два автолейва, сопровождающие Пино в её путешествии через «Страну Улыбок» соответствуют двум главным героям пьесыСамюэля Беккета «В ожидании Годо» («En attendant Godot», премьера в 1953 году).

Кроме прочего, на это указывает тот факт, что Прокси Will B. Good’а они постоянно называют «создателем», к встрече с которым они так стремятся. В пьесе Беккета ждут некого Godot, т.е. – God’а /Бога (эта аллюзия в имени исчезает при переводе на русский).

Ал (Ханапэко) и Пул (Пуру) – развлекательные автолэйвы, участники комедийной программы в парке. Аттракцион в котором они работали, закрылся – и став персонажами, которые «никому не нравятся», они оказались в «мусорной корзине».

В пьесе Беккета тоже есть парочка неразлучных героев – два главных действующих лица, бродяги Владимир и Эстрагон, которые поджидают некоего таинственного Годо, который должен приехать и покончить со скукой и заброшенностью, от которой они страдают; Годо, впрочем, так и не появляется... Подробнее.

_↑_

ТРИНИТИ

Тринити

Образ Рил Мейер и сцены с её участием отсылают к Тринити из «Матрицы». Подробнее.

_↑_

КОЛЯСКА ЭЙЗЕНШТЕЙНА

коляска Эйзенштейна

Из сцены расстрела карателями мирной толпы в Одессе 1905 года: насмерть раненная молодая мать, падая, нечаянно толкнула коляску. Со ступеньки на ступеньку вниз, ближе и ближе к волнам, непоправимо… Кинокадр безвинной жертвы, чудовищной и бессмысленной, давно оторвался от конкретных исторических событий, его подсказавших, вырос в символ вселенской несправедливости и мирового зла, объял все расстрелы, расправы, бомбежки, обвалы, стихийные бедствия нашего трагического века. И его знают – помнят ли, видели ли или даже понятия не имеют ни о кинорежиссере Эйзенштейне, ни об Одессе, ни о «Потемкине»…

_↑_

«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2001 ГОДА»

«Космическая Одиссея 2001 года»

Показанные в рамках телевикторины кадры из «истории человечества» (в частности, «развитие инструментов» от кости – до космического корабля) цитируют визуальный ряд из фильма Стенли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года». Подробнее.

_↑_

«ЭРГО ПРОКСИ АТАКУЕТ»

«Эрго прокси атакует»

В городе Улыбки в 19-й серии всюду развешаны афиши фильма «Эрго прокси атакует».

Как сообщил один персонаж: «Это чтобы все знали, что наступает конец света. Это всех касается – и нас с вами тоже! Армагеддон вот-вот настанет!»

_↑_

УБИЙСТВО В СТИЛЕ «BLADE RUNNER»

убийство в стиле «Blade Runner»

Богоподобное всесильное создание Proxy One убивает Амнезию – андроида-автолейва, который хранил его воспоминания в подвале полуразрушенной башни среди руин Мекки. Эти воспоминания – и есть личность Proxy One, который разделил своё «Я» на Винсента и Эрго-Прокси и стёр свою память, самоуничтожившись.

В фильме Ридли Скотта «Blade Runner» андроид-репликант модели «Nexus-6» со сверхчеловеческими способностями Рой Батти убивает Тайрелла, изобретателя «Nexus-6», который кроме особых способностей дал своим творениям всего 4 года жизни.

_↑_

ИНВЕРСИЯ

инверсия

В meditatio XVIII представлена двойная инверсия идеи из вышеупомянутого эпизода «Бегущего по лезвию»: если Тайрелл является Богом-создателем для андроида Батти, то андроид Амнезия убит своим создателем-Богом Proxy One. Вместе с тем оба убийцы при своём всесилии находятся в подчинённом положении у своих жертв…

Прежде чем начать своё путешествие, Винсент Лоу работал в службе контроля и выслеживал в Ромдо заразившихся автолейвов – то есть, по сути, был Blade Runner'ом, охотником за роботами, которые не желают оставаться рабами.

Подробнее о фильме.

_↑_

ЗОРГ ИЗ «ПЯТОГО ЭЛЕМЕНТА»

Зорг из «Пятого Элемента»

Обезумевший начальник, которого Рил встречает в разрушающемся Ромдо, внешне очень сильно напоминает Зорга из фильма «Пятый Элемент». Впрочем, есть некоторые схожие черты в характере: например, очень спокойное отношение к гибели большого числа людей.

_↑_

ФОТОГРАФИЯ-ХАРАКТЕРИСТИКА

фотография-характеристика

Знаковый снимок — «прищуренное» фото Винсента с послушной улыбкой примерного гражданина. Снимок появлялся в 1-й серии в рабочем блокноте Рил и на его документах в 4-й серии.

Это символ бегства от самого себя, поскольку в жизни он выглядит иначе. Впрочем, поначалу он хотел выглядеть законопослушным и забитым.

_↑_

СЕМЕЙНЫЙ СНИМОК ИЗ ДЕТСТВА

семейный снимок из детства

Фотографии появляются в 1-й серии в рабочем блокноте Рил, и хотя в нём применены цифровые технологии, снимки статичны: маленькая (но уже деловая и серьёзная) Рил стоит рядом с «дедушкой» Доновом Мейером.

Также в рабочем блокноте Рил есть снимки Рауля Крида и Винсента.

_↑_

КОПИЯ РИСУНКА

копия рисунка

Когда главные герои выбрались из Ромдо и остановились в колонии «диких». Там был мальчик, и Пино нарисовала в точности то, что рисовал он, после того, как его рисунок порвали.

_↑_

«ОФЕЛИЯ» МИЛЛЯ

«Офелия» Милля

В сериале содержится изрядное количество визуальных цитат.
Например, в 14-й серии — известная картина английского живописца, одного из основателей прерафаэлитизма, Джона Милля «Офелия» (1851-1852).

_↑_

КАПЕЛЛА МЕДИЧИ

Капелла Медичи

Управляющие городом Ромдо Четыре Советника в башне Донова Мейера – это статуи, повторяющие работы Микеланджело Буонаротти (Капелла Медичи, Флоренция).

Выполненные им статуи были установлены в 1546. Подробнее.

_↑_

МЕЛОДИКА

мелодика

Автолейв (робот) Пино, одна из трёх главных героинь сериала, любит музыку.
В 1-й серии она играет на пианино, покинув город Ромдо, находит мелодику — тоже с клавишами. Далее она появляется в опенинге именно с этим музыкальным инструментом.

_↑_

ПИНО И ПИАИНО

Пино и пиаино

Пино часто играла на пианино дома — для «папы», в 17-й серии она нашла пианино в пещере и играла для «выродившихся» жителей погибшего города. В видениях 20-й серии на рояль был похож дом, где пряталась Пино.

Музыка выражает чистые эмоции, она противоположна рациональности и помогает выразить или понять душу. Так что этому автолейву было очень легко обрести душу — Пино уже была «заражена» человечностью.

_↑_

ОРИГИНАЛЬНЫЙ САУНДТРЕК

оригинальный саундтрек

В 1-й серии есть сцена, где Игги везёт Рил в машине, включив музыку и болтая о том, о сём. Но Рил не до разговоров. Сначала она приказывает автолейву отключить голосовую систему, а потом пультом выключает музыку — и наслаждается поездкой в полной тишине.

Примечательно, что сериале звучит оригинальный саундтрек, использование «чужой» музыки — редкость.

_↑_

«DIE MOLDAU» СМЕТАНЫ

«Die Moldau» Сметаны

Игги слушал «Die Moldau/Влтаву» Бедржиха Сметаны.

Это произведение входит в цикл симфонических поэм «Моя Родина», написанных этим известным чешским композитором в 1874-1879 годах. В «Моей Родине» Сметана объединил форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами.

«Влтаву» композитор посвятил одной из крупнейших чешских рек. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн — охоту в лесу на её берегах и т.д.

_↑_

 Составители и редакторы