2001, полнометражный фильм, студия Madhouse Studios, режиссер: Ринтаро, снято по манге Тэдзуки Осаму
Жанры: драма, приключения, фантастика, философия
Время действия: далёкое будущее
Эпиграфом к фильму стали слова Жюля Мишле из журнала«Europe», #73 от 15 января 1929 года, статья «Avenir! Avenir!» («Будущее! Будущее!»):
«Каждой эпохе грезится следующая за ней»
В оригинале: «Chaque epoque reve la suivante».
В фильме есть ряд отсылок к известной легенде о Вавилонской башне: главный небоскрёб города назван «Зиккуратом» (известное строение в Междуречье).
В тексте, проецируемом на небоскрёб, можно разглядеть имя «Шамаш» (вавилонский бог Солнца).
Главенствующая партия в Метрополисе — «Мардуки». Мардук — верховный бог-покровитель вавилонян.
А символ мардуков напоминает Сирруша, мифическое существо с головой змеи и хвостом скорпиона. Сирруш у тех же вавилонян является символом Мардука.
Блокнот доктора Лафтона стал очень важной уликой, которая помогла детективу Сюнсаки Бану разобраться в устройстве Тимы и планах герцога Рэда относительно неё. Позже, благодаря блокноту, детектив смог привести в чувства Тиму, которую Рок оглушил электрошоком.
Фильм снят по манге, созданной под впечатлением от одноимённого фильма Фрица Ланга 1927 года. Сюжет довольно сильно отличается — и вместе с тем сохраняется преемственность.
Из фильма Ланга взято разделение города на «верх» и «низ», рабочих и господ, сохранились отсылки к Легенде о Вавилонской башне, происходит восстание и есть робот — точная копия человека.
Сцена, в которой робот принимал облик человека, также очень похожа на аналогичную сцену из фильма Ланга.
В отличие от фильма Ланга, главный герой не является сыном правителя Метрополиса, а робот, копирует не идеолога рабочего восстания, а умершую дочь герцога. Само восстание и социальная вражда отодвинуты на второй план, в то время как на первом — проблемы взаимоотношений роботов и людей, и осознание роботом себя как личности.
У местного революционера в комнате висел плакат идейного вдохновителя.
Оригинал — известный фотопортрет Че Гевары «Героический партизан», сделанный Альберто Корда.
На своём столе герцог Рэд хранил фотографии своей умершей дочери Тимы. Видно было, что герцог не смог смириться с её смертью.
Герцог Рэд приютил Рока, когда тот потерял родителей во время войны. Возможно, так герцог хотел побороть свою боль от утраты Тимы. Для Рока герцог стал отцом, но сам герцог всегда злился, когда Рок называл его так. Тем не менее, Рок хранил в своей сумке фотографию, где был запечатлён радостный момент из детства с Рэдом.
В картине, висящей на стене во дворце президента, можно легко узнать работу Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Это явный намёк на будущую революцию в фильме и на то, что причиной станет девочка-робот.
В сцене, где девочка-робот Тима (сделанная доктором Лафтоном копия дочери герцога Рэда, чья гибель сыграла важную роль в сюжете) стояла на крыше одного из домов в рабочей зоне, звучала известная джазовая композиция «St. James Infirmary».
В финале, во время разрушения Зиккурата, играла «I Can't Stop Loving You» в исполнении Рэя Чарльза.