2006, полнометражный фильм, студия Madhouse Studios, режиссер: Кон Сатоси, снято по роману Цуцуя Ясутаки
Жанры: драма, мистика, триллер
Время действия: начало XXI века

«КОЛЛЕКЦИОНЕР»

«Коллекционер»

Главную героиню, принявшую облик женщины-бабочки, ловит антагонист — и пришпиливает к столу в комнате, стену которой украшены коллекциями мёртвых бабочек. «Коллекционирование мёртвого» — одна из тем известного романа Джона Фаулза «Коллекционер», где посредственный человек пленяет художницу. 

_↑_

БОРЬБА

борьба

Как и в романе, в фильме центральное место занимает борьба творческого свободного женского начала — и ограниченного мужского, стремящегося контролировать всё вокруг.

_↑_

ПИНОККИО

Пиноккио

Во время погони в мире снов Паприка принимала облик разных известных персонажей, в том числе и Пиноккио — как он был изображён в мультфильме Диснея.

_↑_

СФИНКС И ЭДИП

Сфинкс и Эдип

Изображение Сфинкса и Эдипа появляется в первой половине фильма — в той сцене, где доктор Ацуко Тиба знакомится с детективом Тосими Конакавой.

_↑_

АЦУКО-ПАПРИКА-СФИНКС

Ацуко-Паприка-Сфинкс

Детектив узнаёт в докторе Паприку, которая загадывала ему «загадки» во время сеанса терапии, но Ацуко делает вид, что ничего не понимает...

При этом Ацуко-Паприка сидит под Сфинксом.

Использован образ с греческого кувшина, растиражированный и легкоузнаваемый: Сфинкс на постаменте, Эдип с копьём.

_↑_

ГАЛЕРЕЯ СФИНКСОВ (СЛЕВА)

галерея Сфинксов (слева)

Этот постер (но уже с чёрным фоном) появляется во второй половине фильма, в общем сне, — как первая картина в «галерее Сфинксов».

Кроме картин там есть и статуэтки Сфинксов.

Собраны известные картины на этот сюжет, что соответствует логике фильма: в снах хранятся самые яркие и запоминающиеся образы.

Слева — направо (как они были показаны):

  • Канонический имидж с греческого кувшина.
  • Франсуа-Ксавье Фабр «Эдип и Сфинкс» (1806-08)
_↑_

ГАЛЕРЕЯ СФИНКСОВ (ЦЕНТР)

галерея Сфинксов (центр)

Пытаясь оторваться от врагов, Паприка залезает в картину и принимает облик Сфинкса.

Но доктор Морио Осанай (помощник антагониста) становится Эдипом — и Сфинкс вынужден продолжить бегство...

_↑_

ГАЛЕРЕЯ СФИНКСОВ (СПРАВА)

галерея Сфинксов (справа)

В галерее присутствуют обе картины Энгра «Эдип и Сфинкс» — зеркальные и с минимумом отличий. Нарисованы они с промежутком в 50 лет.

Сюжет картины — это эпизод из жизни Эдипа, который первым сумел ответить на загадку Сфинкса: «У кого четыре ноги утром, две днем, три вечером, и при этом слабее, когда больше ног?» Ответ: человек — в младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости опирается на трость. Чудовище, сидящее на горе у города Фивы, убивало каждого, кто не может ответит. Когда же загадка была разгадана, Сфинкс сбросился со скалы.

В развязке фильма есть параллель загадке Сфинкса: Паприка вырастает из младенца во взрослую женщину — и побеждает старого калеку-доктора (в реальном мире он передвигался на кресле), выбравшего сторону зла, в том числе, и ради возможности получить сильное здоровее тело.

Кроме того, одна из идей фильма связана с границами познания, которые человек не может переступить, даже если и чувствует себя всесильным. Точно также Эдип, разгадавший загадку Сфинкса, мало что знал о самом себе и своей жизни (не ведая, стал отцеубийцей и вступил в брак с матерью), за что и поплатился.

_↑_

 Составители и редакторы