«Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла: цитаты, пародии, оммажи, аллизии и намёки.
1990, OVA, серий: 1, студия неизвестна, режиссер: Окуда Сэйдзи, снято по идее Окуды Сэйдзи
Жанры: махо-сёдзё, приключения
Время действия: конец XX века
В этой OVA впервые появляются мотивы самой известной истории про путешествие во снах — «Алиса» Л. Кэрролла. Серия начинается с цитаты оттуда, а потом девочка из школы входит в зовущее её зеркало — и видит дорожку среди огромных шахматных фигур…
В этом кошмарном сне фигурировал Шалтай-Болтай.
В главной роли был чудовищный Бармаглот. Впоследствии осталось одно чудовище.
1997, OVA, серий: 6, студия Hal Film Maker, режиссер: Симода Масами, снято по идее Акахори Сатору
Жанры: комедия, приключения, романтика, фантастика
Время действия: будущее, другая планета
В эндинге 3-й серии герои предстают в образе персонажей «Алисы в Стране Чудес»: Черри/Алиса бежит за Отару/Кроликом...
...зелье «выпей меня»…
...и его результат.
Безумное чаепитие: Бладберри — Мартовский Заяц, Тигр — Безумный Шляпник и Лайм — мышь Соня (марионетка Тигр в конце оригинального сериала получила серьезные повреждения, от чего в OVA большую часть времени находилась в состоянии «растения»).
Также был показан Сад Червовой Королевы (перекраска роз). Понты изображали слуг Королевы.
Фауст и марионетка Пантер в образе Червовых Короля и Королевы соответственно.
1999, ТВ сериал, серий: 43, студия Studio Pierrot, режиссер: Абэ Нориюки, снято по манге Фудзисавы Тору
Жанры: драма, комедия, школа
Время действия: конец XX века
В 16-й серии, когда впервые появилась Уруми Кандзаки, была показана её комната и книги, которые она читает. Среди них можно было заметить «Критику чистого разума» Канта, «Алису в стране чудес» Кэрролла и «Философские исследования» Витгенштейна.
Набор книг подтверждал, что четырнадцатилетнюю школьницу не зря считали гениальной.
2003, OVA, серий: 9, студия Studio 4°C, режиссер: Ватанабэ Синъитиро, снято по идее Л. и Э. Вачовски
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы
Первая часть «Матрицы» во многом была основана на образах и идеях Льюиса Кэрролла — не удивительно, что и в «Аниматрице» есть отсылки к этим книгам.
В «A Detective Story» сыщик (БЕЛАЯ ПЕШКА) ищет КРАСНУЮ КОРОЛЕВУ («Чёрную» в русском переводе — в Англии играют белыми и красными). Под маской Красной Королевы скрывается хакер Тринити, за поиски которой взялся детектив.
Пообщавшись с Красной Королевой по интернету, сыщик в «A Detective Story» получил подсказку: «Прыгни через первый из шести ручейков».
Ситуацию усложняет тот факт, что другие детективы, взявшиеся за это дело раньше него, сошли с ума...
Главный герой даже обратился к первоисточнику, но стихи про Бармаглота ничего не объяснили.
2003, полнометражный фильм, студия BONES, режиссер: Идзубути Ютака, снято по идее Идзубути Ютака
Жанры: драма, меха, приключения, романтика, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла играет в фильме такую же ключевую роль, что и «Синяя Птица» Мориса Метерлинка в сериале. Это любимая книга Харуки, она читает и цитирует её и в юности, и в более зрелом возрасте, и в старости.
По мнению Харуки, ключевой мыслью книги является то, что у Алисы остались воспоминания о путешествии в мир Зазеркалья, а значит, для неё тот мир был реальным. А путешествовали ли она туда на самом деле или же это был сон — не важно.
Такая трактовка отражает как события самого фильма, так и отношение фильма к оригинальному сериалу.
2005, ТВ сериал, серий: 13, студия Hal Film Maker, режиссер: Сато Дзюнъити, снято по манге Амано Кодзуэ
Жанры: драма, комедия, повседневность, фантастика
Время действия: будущее, другая планета
Одну из ундин-гондольерш звали Алиса Кэрролл.
2005, ТВ сериал, серий: 50, студия BONES, режиссер: Кёда Томоки, снято по сценарию Сато Дая
Жанры: драма, меха, приключения, романтика, фантастика
Время действия: далёкое будущее
Во время боевых операций (8-я и 40-я серии), чтобы соблюдать режим секретности в эфире, члены Штата Гекко в качестве кодовых имён используют имена персонажей сказок Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»:
В 40-й серии Холланд также упоминал Мартовского Зайца, но не совсем понятно, кого он имел в виду: Стонера или союзников-водарековцев.
2006, ТВ сериал, серий: 23, студия Manglobe Inc., режиссер: Мурасэ Сюко, снято по сценарию Сато Дай
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы
В «Ergo Proxy» обнаруживаются много явных и скрытых отсылок к этому произведению, самая очевидная: Кролик, который ведёт.
Во-первых, это Пино, за которой следует Винсент в meditatio II, когда пытается выбраться из Ромдо.
Во-вторых, корабль «Сенцон Тоточтин», или «Усаги» (Кролик) на котором путешествуют главные герои.
Вообще, сама Пино — в тех многочисленных случаях, когда она то и дело куда-нибудь забредает. И её приходится искать.
В meditatio VIII есть аллюзии на сцену в Саду Роз — а также на карты из «Страны чудес». Пино увлечённо читает книжку – это «Алиса в Стране чудес» Кэрролла с иллюстрациями Джона Тенниела. Подробнее.
В meditatio XI Хранитель Памяти и внешним своим видом, и вопросами «что ты ищешь?» очень напоминает Чеширского Кота.
Многие события из путешествия Винсента происходили в его снах и видениях — и все приключения Алисы также случились в «вымороченном» мире сна и зазеркалья.
В целом символичность и «условность», парадоксальность и даже «сказочность» «Ergo Proxy» во многом близка Кэрроллу.
2006, ТВ сериал, серий: 26, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Хатори Биско
Жанры: комедия, романтика, сёдзё, школа
Время действия: начало XXI века
13-я серия так и называется: «Харухи в стране чудес». Харухи пришла поступать в «Оран». Она принялась осматривать школу — и вдруг заметила розового кролика. И тут началось...
А в итоге всё оказалось лишь сном.
Гусеница / Кей.
Шляпник / Тамаки
Соня / Мори
Заяц / Ханни
Чеширский Кот / близнецы
В Академии Оран многие стены украшены картинами — вкупе с хрустальными люстрами, резными перилами и прочими предметами вызывающей роскоши, это подчёркивает престижность учебного заведения. Правда, большая часть картин неразличимы — это лишь декорации.
Но в начале 13-я серии-сна «Харухи в Стране Чудес» появляется картина, прямо указывающая на известное произведение Льюиса Кэрролла — и на дальнейшее развитие событий.
Примечательно, что Алиса на этой картине бежит за розовым кроликом — это плюшевый кролик Ханни, а не описанный Кэрроллом Белый Кролик в сюртуке с часами.
2008, ТВ сериал, студия Artland, режиссер: Исигуро Нобору, снято по идее Танаки Ёсики
Жанры: приключения, фантастика
Время действия: космическое будущее
Когда Фан Хьюлик вместе с друзьями пытался тайно проникнуть в поместье графа Альсеса, чтобы спасти Лиру, они встретился с одним из повстанцев, который провёл их в подземный гараж, где хранились боевые машины.
Условный знак этого проводника — плюшевый белый кролик. Это «пароль», а «отзыв» — тоже белый кролик, только поменьше размером. Похоже на отсылку к Белому Кролику Кэрролла.
2011, полнометражный фильм, студия Asahi Production, режиссер: Оба Хидэаки, снято по видеоигре Quinrose
Жанры: приключения
Время действия: сказочные наши дни
Изрядно переосмысленный анимешный вариант «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Кроме безумного сюжета отличается антропоморфными персонажами (превращения коснулись даже Гусеницы и Чеширского кота) и специфическим антуражем, куда входил, например, АК.
2012, полнометражный фильм, студия Production I.G, режиссер: Сиотани Наоёси, снято по сценарию Окавы Нанасэ
Жанры: драма, мистика, приключения
Время действия: начало XXI века
Рабочий стол Цукиямы оформлен «под Алису», и на боковой панели был чётко виден Чеширский Кот.
2012, OVA, серий: 1, студия Sunrise, режиссер: Баба Макото, снято по идее Окоти Итиро
Жанры: приключения
Время действия: альтернативное будущее
Дополнительная история о приключениях сестры Лелуша в Стране Чудес.
Персонажи оригинальных сериалов играют кэрроловские роли.
Образ Чеширского Кота достался СС…
2012, ТВ сериал, серий: 12, студия David Production, режиссер: Цуда Наокацу, снято по манге Фудзивары Кокоа
Жанры: комедия, мистика, романтика
Время действия: начало XXI века
В своём эндинге Дзангэ показан сидящим в театральных декорациях Безумного Чаепития из «Алисы в стране чудес»; при этом его эксцентричность явно сравнивается с безумием Мартовского Зайца.
2013, ТВ сериал, серий: 13, студия Liden Films, режиссер: Накамура Рёсукэ, снято по манге Тямы
Жанры: комедия, повседневность
Время действия: начало XXI века
4-я серия. Саки с утра не добудиться…
В её комнате можно было увидеть Зайца со Шляпником.
2013, ТВ сериал, серий: 12, студия Hoods Entertainment, режиссер: Сайто Хисаси, снято по сценарию Какихара Юко
Жанры: комедия, приключения
Время действия: начало XXI века
Во 2-й серии во время «сражения» со командой соперника был момент, когда секретная комната отпиралась «Алисой в Стране Чудес».
2013, ТВ сериал, серий: 13, студия Toei Animation, режиссер: Мацумото Риэ, снято по идее Тодо Идзуми
Жанры: абсурд, мистика, приключения
Время действия: сказочные наши дни
Автор сюжета не скрывал, что широко использует идеи «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла, что подчеркнуто стихотворением английского писателя в начале вводной серии.
В 1-й серии раскрывалась история Чёрного Кролика, за которым бегала маленькая Кото во 2-й серии.
Та же книга в конце 2-й серии. Надпись на обложке: «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Торжественное чаепитие у Ясэ в 7-й серии.
2013, рекламный ролик, студия Crispy, режиссер: неизвестен, снято по идее Льюиса Кэрролла
Жанры: приключения
Время действия: начало XXI века
Вся заставка представляет собой вариацию на тему падения в Кроличью нору.
2014, ТВ сериал, серий: 12, студия Studio Barcelona, режиссер: Кусакава Кэйдзё, снято по манге Кога Юн
Жанры: драма, мистика, приключения, школа
Время действия: ближайшее будущее
Во время рассказа о скрытой за одним из стеллажей библиотеки Тайной комнате показывали девушку, в которой угадывалась Алиса Кэрролла.
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Feel, режиссер: Такаянаги Сигэхито, снято по манге Котоямы
Жанры: комедия
Время действия: начало XXI века
В эндинге косплеили «Алису» Кэррола.
Хотару и Сая изображали Белого Кролика и Алису.
Труляля и Траляля.
Редкое (если вообще происходившее) для аниме упоминание «Моржа и Плотника».
Чеширский кот.
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия P.A.Works, режиссер: Хасимото Хироюки, снято по ранобэ Хацуно Сэй
Жанры: драма, приключения, школа
Время действия: начало XXI века
В 10-й серии была собака по имени Бармаглот (в честь того самого кэрролловского).
2016, ТВ сериал, серий: 13, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по ранобэ Такэды Аяно
Жанры: музыкальный, повседневность, школа
Время действия: начало XXI века
На школьном фестивале в 6-й серии было кафе в стиле «Алисы в Стране Чудес».
Форма алисоофицианток.
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Production I.G, режиссер: Номура Кадзуя, снято по произведениям Янаги Кодзи
Жанры: военно-исторический, детектив, драма, история, приключения
Время действия: годы Второй мировой войны
10-я серия: журналист/шпион за работой.
Англичанин держит над рабочим столом иллюстрации Тенниела к «Алисе».
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Lerche, режиссер: Хасимото Хироюки, снято по ранобэ Эндо Асари
Жанры: драма, махо-сёдзё, триллер
Время действия: начало XXI века
Девочку-волшебницу, появившуюся в конце 5-й серии, звали Алиса — с явной отсылкой к Алисе Кэррола.
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Silver Link, режиссер: Кавацура Синъя, снято по манге Уды Нодзоми
Жанры: комедия, повседневность, слайс, школа
Время действия: начало XXI века
В 3-й серии любовь Мияно не обошлась без отсылки к «морю слёз» Алисы Кэрролла.
2017, ТВ сериал, серий: 12, студия J.C. Staff, режиссер: Сакураби Кацуси, снято по идее Имай Тэцуя
Жанры: мистика, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века
Характерный костюм, упоминание «мечта Алисы», кодовое имя «Красная Королева» — а чтобы стало совсем понятно, за кадром цитировали «Алису в Стране чудес».
Силой главной героини было воплощение всего представленного («сон Алисы»), и в этих сна были гигантские грибы и другие элементы из сказок Кэрролла.
2018, ТВ сериал, серий: 12, студия Satelight, режиссер: Вада Дзюнъити, снято по видеоигре Aquria
Жанры: мистика, приключения
Время действия: начало XXI века
В начале 3-й серии была недвусмысленная отсылка к «Алисе» и безумному чаепитию.
Вход на Секретное Чаепитие.
2018, ТВ сериал, серий: 22, студия Madhouse Studios, режиссер: Асака Морио, снято по манге CLAMP
Жанры: махо-сёдзё, приключения
Время действия: начало XXI века
Кролик новой девочки в классе Акихо — это Белый Кролик, на что намекают стрелочки на ухе.
Обложка «любимой книги» Акихо пугающим образом напоминала сны, которые мучили Сакуру…
Называлась эта книга «Алиса в Стране Часов».
2018, ТВ сериал, серий: 23, студия White Fox, режиссер: Кавамура Кэнъити, снято по идее Сикура Тиёмару
Жанры: драма, киберпанк, мистика, постапокалипсис, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века
20-я серия: в 2036-м году, в одном из вариантов будущего, позывным Фэйрис был «Чеширский кот».
2019, полнометражный фильм, студия Signal MD, режиссер: Хара Кэйити, снято по роману Касиваба Сатико
Жанры: приключения, сказка
Время действия: волшебное вневременье
В названии фильма есть отсылка к «Алисе в стране чудес» — но в самом фильме намёки на Кэррола почти незаметны.
2019, ТВ сериал, серий: 12, студия Digital Frontier, режиссер: Мидзусима Цутому, снято по сценарию Ёкотэ Митико
Жанры: приключения
Время действия: будущее после катастрофы
Книги из воспоминаний Кирие (книги из «другого мира», принадлежащие дедуле, который научил Кирие летать).
Слева направо:
2020, ТВ сериал, серий: 12, студия Felix Film, режиссер: Ямамото Ясутака, снято по сценарию Заппа Го
Жанры: антропоморфизм, комедия, повседневность
Время действия: начало XXI века
В перебивке 7-й серии была отсылка к кэрроловской «Алисе»…
В мировой культуре сказки Кэрролла занимают одно из первых мест по количеству упоминаний, цитат и ссылок, уступая лишь Библии и Шекспиру. Цитирование «Алисы» сравнимо разве что с многочисленностью трактовок этих первоначально детских сказок: от политического памфлета до вывертов подсознания, хотя сам Кэрролл с юмором воспринимал попытки поклонников психоанализа «разобрать» образы кроличьей норы или изменяющегося роста Алисы…
Доджсон родился в небольшой деревушке Дэрсбери в графстве Чешир в 1832 году. Он был старшим сыном приходского священника. Позже, когда юный Доджсон начал писать юмористические стихи, он взял себе псевдоним из этих двух имен, предварительно подвергнув их двойной трансформации: «Льюис Кэрролл».
Чарльз с детства увлекался математикой, а когда кончил колледж, ему предложили остаться в Оксфорде, а осенью 1855 года он был назначен профессором математики одного из колледжей.
В юности он мечтал стать художником. Он много рисовал, в основном карандашом или углем, сам иллюстрировал рукописные журналы, которые издавал для.своих братьев и сестер. Однажды он послал серию своих рисунков в юмористическое приложение к газете, редакция их отвергла. Тогда Доджсон обратился к фотографии. Он купил аппарат и всерьез занялся этим необычайно сложным по тем временам делом.
Помимо фотографии, театра и писем, он сделал множество изобретений. Некоторые из них были повторены годы спустя другими людьми и вошли в широкое употребление. Он изобрел шахматы для путешественников, где фигуры держались на доске с помощью маленького выступа, соответствующего углублению в клетке; приспособление для того, чтобы писать в темноте, которое он называл «Никтографом»; бесчисленные игрушки и сюрпризы, заменитель клея, мнемонические приемы для запоминания последовательного ряда цифр и многое, многое другое (подробнее).