Meitantei Holmes

1984, ТВ сериал, серий: 26, студия TMS, режиссер: Миядзаки Хаяо, снято по произведениям Артура Конан Дойла
Жанры: антропоморфизм, детектив, комедия, приключения
Время действия: конец XIX - первая треть XX века

идея из книги

В 19-й серии Мориарти украл Розеттский камень. Он воспользовался идеей из книги японского ученого Кинноске Натсуме, в которой рассказывалось про вора, с помощью воздушного змея укравшего золотую чешую Сятихоко в замке Нагойя.

_↑_

Robot Carnival

1987, OVA, серий: 1, студия Studio A.P.P.P., режиссер: коллектив авторов, снято по сценарию Китакубо Хироюки
Жанры: драма, меха, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

«Путешествие на Восток»

Часть 7: A Tale of Two Robots

В кабине у американца лежала книга Марко Поло «Путешествие на Восток». 

_↑_

Evangelion TV

1995, ТВ сериал, серий: 26, студия GAINAX, режиссер: Анно Хидэаки, снято по сценарию Анно Хидэаки
Жанры: драма, меха, фантастика
Время действия: будущее после катастрофы

саундтрек и Фрейд

В названиях композиций саундтрека «Neon Genesis Evangelion» цитируются следующие фрейдистские концепции:

  • Borderline Case
  • Pleasure Principle
  • Hedgehog's Dilemma
  • The sorrow of losing the object of one's dependenec
  • She said don't make others suffer for your personal hatred
  • Separation Anxiety
  • Introjection
  • Depression
  • Thanatos
  • Infantile dependence, adult dependency
  • Mother is the First Other
  • Good, or Don't Be

Borderline case (Пограничный случай)

Впервые тема «Пограничный случай» используется в 14-й серии, во время монолога Рей внутри Евангелиона 01 — когда звучит её знаменитый вопрос: «Кто ты?» Синдзи происзосит его во время его заточения в ангеле в 16-й серии — когда с ним начинает говорить Ева-01.

Слово «Пограничный» — нечёткое понятие в контексте психоанализа. Оно появляется во второй половине 20-го века, и характеризует то ли состояние, то ли тип личности. Различают просто «пограничное состояние» — когда есть определенные признаки психического расстройства, но общая способность взаимодействовать с действительностью ещё не исчезает. Также есть «пограничный синдром» — переход между невротическим и психопатическим типом личности, как характеристика типа со специфическими проблемами. Какими проблемами? Например, как у Синдзи.

1) Травмы ранней жизни: смерть матери — раз граница этого периода.

2) Экстремальная тревога, приводящая в действие примитивные защиты: «режим берсерка», который включается у Синдзи в моменты перегрузок в состоянии страха.

3) Объектные отношения незрелые и/или нарциссические. Объектные отношения — это вообще способ взаимодействия с миром. Нарциссические или незрелые: характерен эпизод, когда Синдзи впервые приезжает в НЕРВ. «Так я тебе не нужен?!» — первая и основная реакция на известие о том, что он единственный, кто может сражаться на текущий момент. И это же — основная мотивация отказа сражаться, несмотря на буквально рушащийся вокруг штаб НЕРВ. Только появление Рей, т.е. конкретное проявление творящегося вокруг ужаса, приводит Синдзи в чувство.

4) Расплывание границ между внутренним и внешним: один из лейтмотивов «Евангелиона» вообще и взаимодействия пилотов со своими машинами. В частности, эта тема получает физическое проявление в 20-й серии, где Синдзи растворяется в крови Лилит.

5) Конфликты суперэго вокруг интернализованной вины: Синдзи, со своим вечным «Не бежать, не бежать, не бежать», и вообще с тем, что он вечно самый виноватый — показательный случай. В роли суперэго для него выступает Гендо.

Pleasure Principle

Pleasure Principle (Принцип удовольствия)

По Фрейду, «принцип удовольствия» — это такой регулятор психических процессов, который появляется тогда, когда некое существо испытывает неудовольствие от чего-то и испытывает от этого напряжение. Выражается это либо в попытке избавиться от напряжения и неудовольствия, или в попытке найти для себя что-то приятное. (По ту сторону принципа удовольствия. / З. Фрейд: Пер. с нем. - Мн.: Харвест, 2004. - 432 с., с. 1). Через размышления об одноклеточных Фрейд приходит к тому, что этот процесс регуляции, выражающийся через влечения и желания «Я», противостоит Эросу как силе приносящей раздражители (с. 65). Принцип удовольствия призван вернуть организм в состояние покоя или близкое к нему — а, следовательно, фактически ведёт к смерти.

Эта тема впервые звучит в 13-й серии, в которой Рицуко сражается с Ируэлем, ангелом-пожирателем компьютеров. Принимается решение уничтожить ангела, искусственно ускорив его эволюцию. То есть, сделав так, чтобы он умер не то от старости, не то от исчерпанности вариантов.

На 17-й минуте, там, где ангел просыпается и идёт, происходит внедрение программы — и начинает играть эта музыка. Принцип удовольствия = принцип покоя = смерть Ангела.

Hedgehog's Dilemma

Hedgehog's Dilemma (Дилемма дикобразов)

В оригинале – Stachelschweine (дикобразы), но на английский переведено как «ёжи». Впервые встречается у Шопенгауэра в «Паралипоменах», затем цитируется Фрейдом в «Психологии масс и анализе человеческого Я»: «Согласно знаменитому сравнению Шопенгауэра относительно замерзающих дикобразов, ни один человек не переносит слишком интимной близости другого». Источник: «Холодной зимой общество дикобразов теснится близко друг к другу, чтобы защитить себя от замерзания взаимной теплотой. Однако вскоре они чувствуют взаимные уколы, заставляющие их отдалиться друг от друга. Когда же потребность в теплоте опять приближает их друг к другу, тогда повторяется та же беда, так что они мечутся между двумя этими невзгодами, пока не найдут умеренного расстояния, которое они смогут перенести наилучшим образом» (Parerga und Paralipomena, II Teil, XXXI, Gleichnisse und Parabeln).

В первый раз эта тема звучит, как ни странно, не в серии «Дилемма дикобраза», где почти нет фоновой музыки, а в третьей, когда Синдзи знакомят с его новым классом. Там и дается популярное объяснение того, что называется «дилеммой дикобраза».

Музыкальная тема становится лейтмотивом попыток Синдзи объясниться с окружающими, особенно когда у него ничего не получается.

Самый знаменитый эпизод с этой музыкой: когда Синдзи пытается поговорить с Рей (5-я серия) — известная сцена с пощечиной.

Separation Anxiety

Separation Anxiety — Тревога разлуки

Слово «тревога» употребляется в строго психотерапевтическом смысле. Впервые появляется впервые у Фрейда в работе «Подавление, симптомы и тревога» («Inhibitions, Symptoms and Anxiety»). Смысл в том, что этот вид тревоги появляется при рождении — своего рода первичный травматический опыт. Потом «тревогу разлуки» вызывают другими ситуациями разлуки — и чем больше была травма, тем сильнее тревога. Это страх остаться одному, что в итоге приводит к замыканию в себе.

Впервые мы слышим эта тему звучит в 16-й серии, когда Синдзи вспоминает, как его бросил отец.

_↑_

Mimi o Sumaseba

1995, полнометражный фильм, студия Studio Ghibli, режиссер: Кондо Ёсифуми, снято по манге Хиираги Аой
Жанры: повседневность, романтика
Время действия: конец XX века

книга о минералах

Работая над своим первым литературным произведением, Сидзуку Цукисима берёт в библиотеке «что-то кроме романов» (как заметил и удивился её папа-библиотекарь), и не просто читает, но также делает выписки.

Книга о минералах связана с замыслом рассказа — и со словами старого мастера, который объяснил девушке, как важно шлифовать свой талант.

Первая нехудожественная книга обозначает новый важный этап в жизни главной героини.

_↑_

GitS: SAC TV2

2004, ТВ сериал, серий: 26, студия Production I.G, режиссер: Камияма Кэндзи, снято по манге Сиро Масамунэ
Жанры: киберпанк, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

книги

В 15-й серии Татикомы упоминают в обсуждении книги: «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза (обложка реального издания) и «Гея: Новый взгляд на жизнь на Земле» Джеймса Лавлока (обложка реального издания).

_↑_

Monster

2004, ТВ сериал, серий: 74, студия Madhouse Studios, режиссер: Кодзима Масаюки, снято по манге Урасавы Наоки
Жанры: детектив, драма, история, триллер
Время действия: середина XX века

«Записки о Галльской войне»

В «Монстре» есть эпизод, связанный с «Записками о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря.

Эдмунд Фаррен — студент, выдававший себя за сына «Вампира» Шувальда — повесился, оставив записку следующего содержания: «Я больше не могу его обманывать», что полиция сочла вполне логичным. Однако доктор Тенма обнаружил в его комнате пресловутые «Записки», в которых было подчёркнуто «Utinam ne umuquam deficere possint!» в пятой части. Очевидно, именно эту строку и перевёл бедный Эдмунд, и именно этот перевод и был выдан за предсмертную записку.

Примечательно, что в оригинале «Записок» такой строки нет; искомый текст явно вклеен поверх оригинала (где фраза продолжается: «se suosque omnes in offlcio futuros neque ab amicitia populi Romani… defecturos confirmavit quaeque in Treveris gererentur ostendit»). Знай бедный Эдмунд латынь чуть лучше, он определённо заметил бы обрубленное предложение.

Впрочем, надо заметить, что познания Йохана (который, очевидно, и создал подмену) в латыни также преувеличены: «deficere» означает «недоставать» (ср. «дефицит»); может быть, он имел в виду «decipere»? Кроме того, нет перевода для загадочного «umuquam»; возможно, это нечто псевдолатинское. Впрочем, Эдмунда это не спасло.

_↑_

Eureka 7 TV

2005, ТВ сериал, серий: 50, студия BONES, режиссер: Кёда Томоки, снято по сценарию Сато Дая
Жанры: драма, меха, приключения, романтика, фантастика
Время действия: далёкое будущее

«Золотая Ветвь»

Ключевая книга сюжета — первый том «Золотой Ветви» Джеймса Фрэзера. Для Холланда и Дьюи она стала «руководством к действию» и обоснованием многих поступков.

«Золотая ветвь» содержит уникальный фактический материал, охватывающий историю развития религии на протяжении нескольких веков. Основной целью книги стало объяснение правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции (с подробным анализом можно ознакомиться здесь).

_↑_

Ouran Host Club

2006, ТВ сериал, серий: 26, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Хатори Биско
Жанры: комедия, романтика, сёдзё, школа
Время действия: начало XXI века

Юнг

В 20-й серии пока Тамаки, заключивший с близнецами сделку, ломает голову, как их различать, они убивают время. Один из них рисует лабиринты в тетради. Другой читает книгу: С.G. jung «ego & unconscious» (.К. Г. Юнг «Эго и бессознательное).

Позже, победив в игре «угадай, кто Хикару», Тамаки напоминает им о том, что такое индивидуальность: хотя они очень похожи, но всё равно разные.

В этой же серии появляется Кёя, уткнувшийся в книгу.

_↑_

Junod

2010, полнометражный фильм, студия Studio Hibari, режиссер: Кимура Синъитиро, снято по сценарию Ямада Ясунори
Жанры: драма, история
Время действия: конец XIX - первая треть XX века

Женевские Конвенции

Во время переговоров об обмене карточками Красного Креста между Германией и союзниками, в которых участвовал Жюно, на столе можно было видеть книгу с текстом Женевских Конвенций.

_↑_

Nichijou

2011, ТВ сериал, серий: 26, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по манге Араи Кэйити
Жанры: комедия, пародия, повседневность, школа
Время действия: начало XXI века

«Ид, эго и суперэго» Фрейда

В 4-й серии Май Минаками читала книгу «Ид, эго и суперэго» Зигмунда Фрейда. Юко это немного встревожило…

_↑_

Steins;Gate TV

2011, ТВ сериал, серий: 25, студия White Fox, режиссер: Сато Такуя, снято по видеоигре Nitroplus и 5pb
Жанры: драма, триллер, фантастика
Время действия: начало XXI века

Der glucklichste Gedanke meines Lebens

Макисэ (одна из центральных персонажей — одарённая молодая учёная) часто читала эту книгу, а в случае чего могла и по голове ею засветить.

Надпись на обложке: Der glucklichste Gedanke meines Lebens, автор: Hans Schmidt.

Есть мнение, что такого автора и книги не существует, но у поклонников сериала есть на этот счёт другое мнение: The phase is German for “The happiest thought of my life” said Albert Einstein when he discover the theory of relativity.

_↑_

Zankyou no Terror

2014, ТВ сериал, серий: 11, студия MAPPA, режиссер: Ватанабэ Синъитиро, снято по идее Ватанабэ Синъитиро
Жанры: драма, триллер
Время действия: начало XXI века

физика

Дома у дочери Сибадзаки — студентки, изучающей физику, — можно увидеть множество книг, что подтверждало её знакомство с темой, по которой у неё консультировался отец.

Слева направо:

  • «Физическая математика»
  • «Дифференциалы и интегралы (испр. изд.)»
  • «Введение в физику I»
  • «Введение в физику II»
  • «Базовая физическая химия I»
  • «Базовая физическая химия II»
  • «Введение в прикладную физику»
  • «Физика»
  • «Динамика»
  • «Квантовая механика»
  • «Базовая квантовая механика (испр. изд.)»
  • «Теория относительности»
  • «Ведение в анализ»
_↑_

Boku dake ga Inai Machi

2016, ТВ сериал, серий: 11, студия A-1 Pictures Inc., режиссер: Ито Томохико, снято по манге Самбэ Кэй
Жанры: детектив, драма, фантастика
Время действия: конец XX века

в книжном

В 1-й серии герой пошёл проверять свои подозрения в книжный магазин — за книгой об известных японских преступниках.

_↑_

Bungou Stray Dogs TV

2016, ТВ сериал, серий: 24, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Асагири Кафка и Харукава35 aka Харукава Санго
Жанры: детектив, комедия, пародия, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века

в названиях серий

2-я серия — A Certain Bomb; Асагири Кафка, сценарист манги, сам написал, что это намёк на «A Certain Woman» Аосимы Юкио и «A Certain Advice» Дадзая Осаму.

4-я серия — The Tragedy of the Fatalist (運命論者の悲み) объединяет названия двух произведений Куникиды Доппо: «Fatalist» (運命論者) и «Sorrow in Pastel» (画の悲み).

В той же серии действовал отряд «Чёрная ящерица» — названа так по одноимённому рассказу Хироцу Рюро (не Эдогавы Рампо).

5-я серия — Murder on D Street: по названию экранизации рассказа Эдогавы Рампо«The Case of the Murder on D. Hill».

8-я серия — Teaching Them to Kill; Then to Die: строчка из стиха Ёсано Акико «Не отдавай, любимый, жизнь свою!», в русском переводе это фраза «...погибни, но убей!».

9-я серия — The Beauty is Quiet Like a Stone Statue: цитата из рассказа Кёки Идзуми«Of a Dragon in the Deep».

12-я серия — Borne Back Ceaselessly into the Past: заключительная фраза из романа «Великий Гэтсби».

19-я серия — «Стратегия конфликта»: одноимённый труд Томаса Шеллинга.

20-я серия — «Голова может ошибаться...»: часть цитаты из книги Ацуси Накадзимы.

22-я серия, вторая часть — «Плывущий в небе Моби Дик»; несмотря на то, что это название идеально подходит сюжету, это всё-таки тоже цитата. Строчка из стихотворения Дайрики Конно, поэта начала XX века.

_↑_

Musaigen no Phantom World

2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по ранобэ Хатано Соитиро
Жанры: приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

Соссюр и Витгенштейн

В 3-й серии вспомнили Соссюра и Витгенштейна (вполне грамотно).

_↑_

Time Travel Shoujo

2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Wao! World, режиссер: Ямасаки Осаму, снято по сценарию Хироты Мицутаки
Жанры: приключения
Время действия: мировая история

Magnets & Electricity

Книжка про электричество в руках главной героини.

William Gilbert

Книга вся на английском.

_↑_

Anitore! XX

2017, ТВ сериал, серий: 12, студия Rising Force, режиссер: Нигорикава Ацуси, снято по сценарию Исибаси Дайсукэ
Жанры: комедия
Время действия: начало XXI века

книги

В 1-й серии был перезд. Книги:

  • Левая 植物図鑑 (ботанический атлас)
  • Вторая 筋肉大辞典 (Muscle size dictionary?)
  • Третья оно же, второй том.
  • Правая あにトレ辞典 (Anitore dictionary)
_↑_

Demi-chan wa Kataritai

2017, ТВ сериал, серий: 12, студия A-1 Pictures Inc., режиссер: Андо Рё, снято по манге Петос
Жанры: вампиры, комедия, пародия, школа
Время действия: начало XXI века

научная литература

В 5-й серии мелькнули книги: «Chronological Scientific Tables 2016» и «Campbell Biology». 

_↑_

Little Witch Academia TV

2017, ТВ сериал, серий: 25, студия Trigger, режиссер: Ёсинари Ё, снято по идее Ёсинари Ё
Жанры: комедия, приключения, фэнтези
Время действия: сказочные наши дни

разгадка

Книга, в которой Урсула читала про дерево, была написана алфавитом из Манускрипта Войнича.

_↑_