Patlabor TV

1989, ТВ сериал, серий: 47, студия Sunrise, режиссер: Ёсинага Наоюки, снято по идее Headgear
Жанры: комедия, меха, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

цитаты

В 42-й серии один из грабителей любил цитировать мысли великих людей. Большая часть его высказываний — скорее, самостоятельные афоризмы, чем цитаты.

«Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется».

Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления (максима 209)

«Чтобы победить их, нам нужна смелость, смелость, еще раз смелость [— и Франция будет спасена !]»

Жорж-Жак Дантон (речь 2 сентября 1792 года, когда в Шампань вторглись прусские войска)

«Только настойчивость приводит к цели».

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер.

«Ещё ни один пессимист не проник в тайны звезд, не открыл неизвестную землю и не распахнул перед человеческим духом новые небеса».

Хелен (Элен) Адамс Келлер (англ. Helen Adams Keller, 1880 – 1968) — слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель.

«Жребий брошен».

Гай Юлий Цезарь

_↑_

GTO

1999, ТВ сериал, серий: 43, студия Studio Pierrot, режиссер: Абэ Нориюки, снято по манге Фудзисавы Тору
Жанры: драма, комедия, школа
Время действия: конец XX века

книги

В 16-й серии, когда впервые появилась Уруми Кандзаки, была показана её комната и книги, которые она читает. Среди них можно было заметить «Критику чистого разума» Канта, «Алису в стране чудес» Кэрролла и «Философские исследования» Витгенштейна.

Набор книг подтверждал, что четырнадцатилетнюю школьницу не зря считали гениальной.

_↑_

Animatrix

2003, OVA, серий: 9, студия Studio 4°C, режиссер: Ватанабэ Синъитиро, снято по идее Л. и Э. Вачовски
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы

Майкл Карл Поппер

В «Kid's Story» главного героя зовут Майкл Карл Поппер. Сэр Карл Раймунд Поппер — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия.

Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.

_↑_

Wolf's Rain TV

2003, ТВ сериал, серий: 26, студия BONES, режиссер: Окамура Тэнсай, снято по идее Нобумото Кэйко
Жанры: драма, мистика, приключения
Время действия: будущее после катастрофы

Макиавелли

В 23-й серии на полке леди Джагары был замечен труд Томаса Боцио «De ruinis gentium et regnorum adversis impios politicos libri octo» («8 книг о погибших нациях и государствах и нечестивых правителях»). Книга содержит критику идей и воззрений Никколо Макиавелли.

Отсылка впервые была найдена и расшифрована здесь.

_↑_

GitS: MOVIE 2

2004, полнометражный фильм, студия Production I.G, режиссер: Осии Мамору, снято по манге Сиро Масамунэ
Жанры: киберпанк, меха, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

Конфуций

Часто упоминается «Лунь Юй» (кит. трад. 論語, упрощ. 论语, «Беседы и суждения. Аналекты Конфуция»), главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция по материалам его высказываний и бесед. Книга написана на древнекитайском языке, состоит (в наиболее распространённой версии) из двадцати глав и является частью Сы Шу, конфуцианского четырёхкнижия. На русский язык «Аналекты» переводились В. П. Васильевым, П. С. Поповым, В. А. Кривцовым, И. И. Семененко и А. Е. Лукьяновым.

Когда Бато опрокидывает кресло с «мертвым» телом, он напоминает:

«Если спишь один, тебя никогда не увидят уподобленным жалкому трупу». (руссаб Зорича).

«Не лежи в кровати, как труп. Даже великий Конфуций говорил, что нельзя притворяться, что заснул мертвым сном». (МС)

«Лунь Юй» 10.24.

«Спал не как труп, жил не как гость» (пер. А.Е. Лукьянов)

«Не лежал в постели, словно неживой, не сидел среди домашних в позе человека, принимающего гостя» (пер. И.И. Семенов)

«Когда он спал, то не лежал, как мертвый; когда был дома, то не сидел, как при гостях» (пер. В.А. Кривцов)

Конфуций говорил: «Пока ты не познал жизнь, как ты можешь понять смерть?» (руссаб Зорича)

«Как познать смерть, если не знаешь жизни?» — Это слова Конфуция» (МС)

«Лунь Юй» 11.12.

«Не зная, что такое жизнь, можно ли знать смерть?» (пер. В.А. Кривцов)

Цзи Лу спросил о служении духам умерших и богам. Учитель ответил: Не зная, как служить живым, сумеешь ли служить их духам? Осмелюсь узнать, что такое смерть? Не зная жизни, как познаешь смерть?» (пер. И.И. Семененко)

После визита в замок Кима, Бато принимает решение пробраться на завод «Локус Солус» со словами:

«Как сказал бы старик Конфуций: «Бейте в барабаны, дети мои, и атакуйте с моим благословением». (руссаб Зорича)

«Как говорили в древности, если враг не различает добро и зло, бейте в барабаны и бросайтесь в бой». (МС)

«Лунь Юй» 11.17.

«Младший был богаче князя Чжоу, а Цю еще больше умножал его состояние, собирая подати. Учитель обратился к своим ученикам: Сынки! Можете открыто, с барабанным боем, на него напасть. Я не считаю его больше моим учеником» (пер. И.И. Семененко)

«Сородичи Цзи и так богаче Чжоугуна, а Цю для них собирал подати и еще больше множил их богатства. Учитель воскликнул: «Он нам не попутчик, дети мои! В открытую под барабанный бой гоните его в шею! Разрешаю!» (пер. А.Е. Лукьянов)

Ларошфуко (1)

Во время разговора с Бато Ким цитирует Франсуа де Ларошфуко:

«Немногим дано постичь, что такое смерть. В большинстве случаев на нее идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведенному обычаю, и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти».

Из разговора Арамаки и Тогусы в кабинете:

«Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому».

Источник: «Максимы и моральные размышления», первое издание в 1665 году. Известнейшее его произведение.

Ларошфуко (2)

Также Бато говорит Киму:

«Вернейший способ быть обманутым — считать себя умнее других».

Есть и другая фраза из Ларошфуко:

«Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас».

Что Бато и сделал, пользуясь подсказкой Мотоко.

Декарт

В беседе с криминалистом Бато говорит:

«Декарт не различал людей и машины, живую и неживую природу. Когда умерла его пятилетняя дочь Франсина, он назвал в её честь куклу и нянчился с ней, как с живой. По крайней мере, так о нём рассказывали».

Это официальный перевод. Но не все субтитры содержат последнее предложение, в котором Бато ставит существование куклы под сомнение. История эта с высокой вероятностью является вымыслом. Якобы Декарт плыл на корабле в Швецию. Во время путешествия он строго-настрого запретил команде беспокоить его и заходить в каюту. Корабль попал в шторм, и команда, обыскавшись, вломилась к философу. Декарта не было, но в центре стояла большая коробка. Матросы открыли её, оттуда встала механическая кукла и начала говорить. По одной версии капитан велел её сразу выкинуть, будучи убежден, что без черной магии не обошлось, а из-за этого и произошел шторм. По другой, кукла напала на него, и во время драки капитан вышвырнул её за борт.

Эта история иллюстрирует степень его любви к дочери.

В русскоязычных источниках её нет — только в англоязычных.

_↑_

Otogizoushi

2004, ТВ сериал, серий: 26, студия Production I.G, режиссер: Нисикубо Мидзухо, снято по сценарию Сакурай Ёсики
Жанры: история, мистика, приключения
Время действия: период Хэйан

«Rethinking Anthropology»

Во второй дополнительной серии аниме, действие которой происходит до событий второй части, Мансайраку встречает интересного собеседника — старика, читающего книги в тихом парке с видом на Токио. Они говорят о времени, городе и самих себе. При старике всегда пакет, из которого он достаёт нужную для подходящей цитаты книгу, например, «Rethinking Anthropology» Эдмунда Лича (Edmund Leach).

_↑_

IGPX

2005, ТВ сериал, серий: 24, студия Production I.G, режиссер: Хонго Мицуру, снято по сценарию Хонго Мицуру
Жанры: меха, приключения, спорт, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

«Аналекты» Конфуция

Элизабет «Лиз» Рикарро, одна из основных героинь сериала, любит цитировать Конфуция.

В свободное время она читает «Аналекты» (англоязычное издание) — книгу, где приводятся высказывания Конфуция, описания его поступков и бесед с послушниками.

_↑_

Ergo Proxy

2006, ТВ сериал, серий: 23, студия Manglobe Inc., режиссер: Мурасэ Сюко, снято по сценарию Сато Дай
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы

Декарт

Вирус «Cogito» и название «Ergo Proxy» отсылают к известному изречению Декарта «Мыслю, следовательно, существую».

«Cogito ergo sum» является переводом с французского оригинального утверждения Декарта «Je pense, donc je suis» («Я мыслю, значит, я есть»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637). Подробнее.

В сериале процитировано и обыграно множество известных фраз и текстов. Полный список вербальных цитат «Эрго Прокси» можно посмотреть здесь.

Гераклит

В meditatio XI Хранитель Памяти из книжного магазина «City Lights» цитирует некоторые мысли Гераклита о «логосе» и «биосе». Подробнее.

статуи-советники

Статуи-советники воплощают в себе личности известных философов:

Статуи справа:

Статуи слева:

улицы философов

В рабочем блокноте Рил есть карта, на которой можно разглядеть названия улиц (дорог): «Schopenhauer Roаd» и «Machiavelli Roаd» (справа) «Montesquieu Roаd» (слева). Вероятно, и другие улицы названы в честь известных философов и мыслителей.

_↑_

Ouran Host Club

2006, ТВ сериал, серий: 26, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Хатори Биско
Жанры: комедия, романтика, сёдзё, школа
Время действия: начало XXI века

Юнг

В 20-й серии пока Тамаки, заключивший с близнецами сделку, ломает голову, как их различать, они убивают время. Один из них рисует лабиринты в тетради. Другой читает книгу: С.G. jung «ego & unconscious» (.К. Г. Юнг «Эго и бессознательное).

Позже, победив в игре «угадай, кто Хикару», Тамаки напоминает им о том, что такое индивидуальность: хотя они очень похожи, но всё равно разные.

В этой же серии появляется Кёя, уткнувшийся в книгу.

_↑_

Suzumiya Haruhi... TV1

2006, ТВ сериал, серий: 14, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по ранобэ Танигавы Нагару
Жанры: комедия, пародия, фантастика, школа
Время действия: начало XXI века

Юки Нагато

Одно из основных мест действия — комната литературного клуба, Юки Нагато (единственный член этого клуба) постоянно читает (половина одной из серий только этому и посвящена). Практически каждая книга, которую она читает, раскрывает ту или иную деталь её характера.

Среди упоминавшихся книг: «Война за возвышение» Д. Брина, «Совсем как человек» Кобэ Абе, из не-фантастики, например «Феноменология духа» Гегеля.

_↑_

Sayonara Zetsubou Sensei TV1

2007, ТВ сериал, серий: 12, студия SHAFT, режиссер: Симбо Акиюки, снято по манге Кумэты Кодзи
Жанры: драма, комедия, школа
Время действия: начало XXI века

Ницше

Альтернативное чтение имени школьного психолога Араи Тиё — «ниитиё», что может быть отсылкой к Фридриху Ницше.

_↑_

Skull Man

2007, ТВ сериал, серий: 13, студия BONES, режиссер: Мори Такэси, снято по идее Исиномори Сётаро
Жанры: детектив, мистика, приключения
Время действия: середина XX века

Ницше

Некоторые из персонажей сериала, включая главного героя, интересовались трудами Фридриха Ницше. Были показаны книги «Так говорил Заратустра» («Also sprach Zarathustra») и «Воля к власти» («Der Wille zur Macht»).

Главному герою, который начал отчаянно зевать при попытке чтения первой из этих книг, друг вручил книгу с простым изложением идей мыслителя. Также обсуждалось использование трудов Ницше в пропаганде Третьего Рейха, и то, что на самом деле многие его идеи там намеренно искажались.

_↑_

Darker than Black TV2

2009, ТВ сериал, серий: 12, студия BONES, режиссер: Окамура Тэнсай, снято по идее Окамуры Тэнсая
Жанры: детектив, драма, мистика, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века

Овидий

Во 2-й серии главная героиня, желая объяснить другу стремительность и решительность своих поступков, упоминает девиз своей мамы: «Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание».

Это известное высказывание Овидия.

Сунь-Цзы

Когда «мистер Смит» приходит на встречу с «Мадам», он цитирует «Искусство войны» Сунь-Цзы.

Эти два второстепенных персонажа не участвуют напрямую в действии — они предстают чем-то вроде наблюдателей и координаторов, так что к их разговорам прекрасно подходят изречения этого всемирно знаменитого китайского философа и стратега. «Искусство войны» не даёт прямых и дельных советов, невозможно понять, «где ставить колесницы», зато этот руд наполнен многозначительными фразами, что и не удивительно: Сунь-Цзы не занимался тем, что он описывал, — он лишь излагал свои мысли.

Цитаты из 2-й серии: «Средством, благодаря которому просвещенные правители и мудрые полководцы выступали и покоряли других, а их достижения превосходили многих, было упреждающее знание» — «Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов»

(Сунь-Цзы «Искусство войны», часть 13: «Использование шпионов»).

и ещё Сунь-Цзы

«Знай врага и знай себя» — часть фразы «Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении»

(Сунь-Цзы «Искусство войны», часть 3: «Планирование нападения»).

Цитата из 3-й серии: «Поэтому мы все слышали о глупой поспешности на войне». Это часть фразы в переводе с английского: «Поэтому, хотя мы слышали о глупой поспешности на войне, мы никогда не слышали, чтобы умный полководец её затягивал»

(Сунь-Цзы «Искусство войны», часть 2: «Ведение войны»).

В русском переводе «Искусства войны» эта фраза звучит так: «Поэтому я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об успехе затяжных».

_↑_

Steins;Gate TV

2011, ТВ сериал, серий: 25, студия White Fox, режиссер: Сато Такуя, снято по видеоигре Nitroplus и 5pb
Жанры: драма, триллер, фантастика
Время действия: начало XXI века

Хайдеггер

Цитата из Хайдеггера повторяется несколько раз, и переходит от одного героя к другому: «С фундаментальной точки зрения люди — создания временные».

_↑_

Psycho-pass 1

2012, ТВ сериал, серий: 22, студия Production I.G, режиссер: Сиотани Наоёси, снято по идее Уробути Гэна
Жанры: киберпанк, триллер, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

Платон

В 9-й серии Тоёхиса упоминает платоновскую идею о том, что тело — темница души.

Платон упоминается и в 5-й серии, один из персонажей называет души сетевых аватаров воплощением платоновских идей.

Руссо

В 5-й серии, доказывая Аканэ, что Сеть является не инструментом передачи данных, а средством достижения идентичности и общности с другими, наряду с валютой, языком, государством и т.д., Масаока кратко пересказывает «Рассуждения о неравенстве» Руссо.

Ницше

В 4-й серии словами Ницше: «Если долго вглядываться в бездну, бездна будет вглядываться в тебя» — ветеран Масаока объяснял новенькой Аканэ, что не стоит смотреть на мир глазами их коллеги Когами, иначе психопаспорт может вырасти так же сильно.

Вебер

В 19-й серии в разговоре с Когами Сайга цитирует Вебера: «Идеальные чиновники должны четко исполнять свои обязанности без гнева или пристрастия, ненависти, излишнего рвения или личных симпатий. В этом смысле Сивилла близка к идеалу. <...> При таком устройстве источником власти является знание. Оно позволяет усилить превосходство».

Как считает Когами, в ответ на это Макисима процитировал бы Джонатана Свифта, Фуко или Иеремию Бентама. 

Паскаль — Ортега-и-Гассет

В 16-й серии Макишима цитирует Паскаля: «О справедливости можно спорить, сила очевидна и бесспорна. Поэтому нельзя было придать силу справедливости».

Когами парирует: «Я давно уже приучил себя настораживаться, когда цитируют Паскаля. Чисто гигиеническая предосторожность». (Хосе Ортега-и-Гассет. В гуще грозы)

Что характерно, антагонист узнал автора: «Я сказал бы то же, процитируй Паскаля ты».

Кьеркегор

В 7-й серии, в день смерти своего отца, Орё Рикако цитирует Кьеркегора: «Поскольку люди стоят выше животных, т.е. поскольку люди наделены личностью и душой, им ведомо отчаянье». Её отцу очень нравилась эта фраза.

Декарт

В 11-й серии главный антагонист объяснял состояние Аканэ словами Декарта: «Человек не может принять решение, если его желание недостаточно сильно или ему недостаёт ума».

_↑_

Akuma no Riddle

2014, ТВ сериал, серий: 12, студия Studio Barcelona, режиссер: Кусакава Кэйдзё, снято по манге Кога Юн
Жанры: драма, мистика, приключения, школа
Время действия: ближайшее будущее

Лютер

В 4-й серии в открытке-вызове Хару прочла цитату из Лютера: «Смерть не прерывает жизненный путь, а лишь завершает его» .

Коко Каминага использовала эту фразу, потому что эти слова были последними, которые она слышала от Ирены, которая была для неё Учителем и в какой-то степени матерью (в католическом приюте, где под видом воспитания сирот готовили наёмных убийц) — и которая погибла из-за бомбы, установленной Коко. Сама Коко хотела оставить ремесло наёмного убийцы — таким было бы её желание, если бы она смогла убить Хару.

В финале серии в формуляр книги Лютера Хару записала её имя…

_↑_

Active Raid TV1

2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Production IMS, режиссер: Танигути Горо, снято по сценарию Аракавы Нарухисы
Жанры: меха, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века

Хайдеггер

В 1-й серии главный герой Такеру Куроки читает в метро «Бытие и время» Хайдеггера.

_↑_

Bungou Stray Dogs TV

2016, ТВ сериал, серий: 24, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Асагири Кафка и Харукава35 aka Харукава Санго
Жанры: детектив, комедия, пародия, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века

в названиях серий

2-я серия — A Certain Bomb; Асагири Кафка, сценарист манги, сам написал, что это намёк на «A Certain Woman» Аосимы Юкио и «A Certain Advice» Дадзая Осаму.

4-я серия — The Tragedy of the Fatalist (運命論者の悲み) объединяет названия двух произведений Куникиды Доппо: «Fatalist» (運命論者) и «Sorrow in Pastel» (画の悲み).

В той же серии действовал отряд «Чёрная ящерица» — названа так по одноимённому рассказу Хироцу Рюро (не Эдогавы Рампо).

5-я серия — Murder on D Street: по названию экранизации рассказа Эдогавы Рампо«The Case of the Murder on D. Hill».

8-я серия — Teaching Them to Kill; Then to Die: строчка из стиха Ёсано Акико «Не отдавай, любимый, жизнь свою!», в русском переводе это фраза «...погибни, но убей!».

9-я серия — The Beauty is Quiet Like a Stone Statue: цитата из рассказа Кёки Идзуми«Of a Dragon in the Deep».

12-я серия — Borne Back Ceaselessly into the Past: заключительная фраза из романа «Великий Гэтсби».

19-я серия — «Стратегия конфликта»: одноимённый труд Томаса Шеллинга.

20-я серия — «Голова может ошибаться...»: часть цитаты из книги Ацуси Накадзимы.

22-я серия, вторая часть — «Плывущий в небе Моби Дик»; несмотря на то, что это название идеально подходит сюжету, это всё-таки тоже цитата. Строчка из стихотворения Дайрики Конно, поэта начала XX века.

_↑_

Kuromukuro

2016, ТВ сериал, серий: 26, студия P.A.Works, режиссер: Окамура Тэнсай, снято по сценарию Хигаки Рё
Жанры: меха, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

«Сокрытое в листве»

В 7-й серии Софи с удивлениям узнала, что не все японские школьницы знают наизусть «Сокрытое в листве». Они даже не знают, что это такое!

В 12-й серия Софи читала «Хагакурэ» после первого дня в тренировочном лагере.

_↑_

Musaigen no Phantom World

2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по ранобэ Хатано Соитиро
Жанры: приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее

Кант

В начале каждой серии шла лекция о фантомах. В начале второй вспоминали многое, включая Канта (правда, не очень грамотно).

Плиний-старший

В 1-й серии цитировался Плиний-старший.

_↑_