1999, ТВ сериал, серий: 26, студия Sunrise, режиссер: Катаяма Кадзуёси, снято по идее Ятатэ Хадзимэ
Жанры: детектив, драма, меха, пародия, постапокалипсис, приключения, фантастика
Время действия: будущее после катастрофы

ГОРЯЩАЯ КНИГА ИСТОРИИ

горящая книга истории

Сорок лет назад всех людей и андроидов поразила тотальная амнезия. Но человечество начало «с чистого листа» строить цивилизацию. При этом то и дело «воскресающие» Воспоминания стали серьёзной проблемой.

В 13-й серии главный герой Роджер Смит видит что-то вроде такого ожившего знания, и его сон начинается с огня, в котором пылает, сгорая, множество книг, и среди них книга истории: «History of the…» — вероятно, «История [Мира].

_↑_

ЖУРНАЛИСТ-ТЕРРОРИСТ

журналист-террорист

На протяжении нескольких серий главному герою приходится сражаться с безумным террористом, который сам придумал себе новое имя: Шварцвальд.
Это бывший журналист Майкл Зебах. В своих расследованиях он обрёл некую истину, которая свела его с ума — и он начал совершать преступления, стремясь «открыть глаза людям».

Несколько раз Шварцвальд появляется как человек за пишущей машинкой, которая называется«Another Light» (Иной Свет).

В целом это глубоко трагичная фигура: человек, погубленный собственным стремлением к истине.

_↑_

РУКОПИСЬ И ПОДСКАЗКИ

рукопись и подсказки

В истории не фигурирует некая рукопись Шварцвальда, которую в 4-й серии пыталось добыть руководство Парадигм-Сити, и листовка с воззванием на одной стороне и с изображением библейского Левиафана на другой (в 17-й серии).

Свои рукописи Шварцвальд сжёг при первой встрече с Роджером-Переговорщиком, а в последующие столкновения то и дело подкидывал ему подсказки, пытаясь «достучаться» до своего врага.

Например, однажды Роджеру в руки попал отпечатанный на машинке листок с повторяющейся фразой «There is but one truth. If you avert your eyes from it, you will always remain nothing more than a puppet». (Есть всего лишь одна правда. Если вы отвернетесь от нее, вы навсегда останетесь только куклами.)

_↑_

КНИГА «МЕТРОПОЛИС»

книга «Метрополис»

Книга «Метрополис» играет существенную роль в сюжете.

Написанная Гордоном Роузуотером, основателем Парадигм-Сити, она рассказывает, как мир был уничтожен в страшной катастрофе 40 лет назад.

Книга обрывается на середине, всю вторую часть занимают пустые страницы. Это не случайно, так как воспоминания самого Роузуотера также далеко не полны, и сюжет книги он почерпнул из снов.

На самом деле автор книги — не Гордон Роузуотер. Настоящий автор и правда о событиях, произошедших 40 лет назад, раскрывается лишь в финале сериала.

Книга названа в честь знаменитой ленты «Метрополис», немого фильма 1927-го года, который является одним из основоположников фантастики в кинематографе. Сериал также заимствует некоторые визуальные образы из этого фильма.

_↑_

БИБЛИОТЕКА БЕЗ КНИГ

библиотека без книг

Расследуя гибель одной своей клиентки, Роджер-Посредник проникает в заброшенный дом, по внутренней планировке похожий на школу. С этим зданием у Роджера связаны кошмарные видения и сны.

Он попадает в пустую библиотеку, где нет ни одной книги, и вновь вспоминает свой сон, где книги горели на полках.

Ранее было упомянуто, что основатели Парадигм-Сити уничтожили старые фильмы — возможно, та же участь постигла и книги.

Очнувшись после «видения», Роджер видит на одной из полок книгу «Metropolis». Из книги выпадает листок с именами жертв.
_↑_

КНИГА-ЩИТ

книга-щит

В 25-й серии именно «Метрополис» — довольно-таки толстая книга — спасает жизнь главному герою, когда его пытался убить предводитель террористов-заговорщиков.

_↑_

ЦИТАТЫ ИЗ АЗИМОВА

цитаты из Азимова

Обращаясь к Дороти, Роджер использовал обращение-гоноратив «Р.», как в книгах Азимова серии «Детектив Элайджа Бейли и Робот Дэниел Оливо» (Elijah Baley and R. Daneel Olivaw).

Есть и другие совпадения с этой серией. Так в «Стальных пещерах» есть города под куполом.

_↑_

ЦИТАТЫ ИЗ ФРЭНКА БАУМА

цитаты из Фрэнка Баума

Известная книга Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз» занимает особое место в сюжете сериала. Очевидно, что именно оттуда позаимствовано имя главное героини — девушки-андроида Дороти. Не последнее место занимает тема поисков и обретения «живого сердца» — способности любить для роботов (т.е. железных людей, каким был Железный Дровосек).

Другая тема — возвращение домой — связана с главной героиней по имени Энджел («Ангел»). В 25-й серии её «мама» упоминает, что «Волшебник» был любимой книгой Энджел и цитирует строчку оттуда: «There's no place like home».

_↑_

НА СЦЕНЕ

на сцене

В 14-й серии Роджер оказался на сцене театра, где играл себя...

_↑_

РАСЩЕПЛЕНИЕ

расщепление

При этом он был Роджером на сцене, а Посредник был единственным зрителем этого спектакля.

_↑_

В КИНО

в кино

В 14-й серии Дастон пошёл в кино, на фильм о самом себе. Там повторилось событие 10-й серии.

_↑_

ПОСТЕР

постер

А в 24-й серии он увидел постер этого фильма — и, ошеломленный, вбежал в кинотеатр.

_↑_

ДЖЕЙМС БОНД

Джеймс Бонд

Отсылки и к Джеймсу Бонду: лазерный резак, встроенный в наручные часы. В 18-й серии Роджер с его помощью освободился от кандалов.

_↑_

ФОТОГРАФИИ ПАМЯТИ

фотографии памяти

Люди Парадигм-сити, где живёт главный герой Роджер-Посредник, сорок лет назад полностью утратили память, так что Воспоминания приобретают огромное значение для каждого человека.

Поэтому фотографии являются для Роджера «личными воспоминаниями», и он крайне болезненно реагирует, когда посторонние касаются этих фотографий. Даже если это его прежний начальник майор Дастон, который тоже есть на одном из этих снимков.

При этом у самого майора в кабинете тот же групповой снимок, но когда в 4-й серии Роджер заходит к нему за информацией, Дастон кладёт фотографию в рамке лицом вниз и поднимает лишь после ухода Посредника.

_↑_

ФОТОЗАГАДКА

фотозагадка

В 24-й серии Роджер-Переговорщик обнаруживает между страницами книги «Метрополис» половинку фотографии. Изображён молодой Гордон Роузуотер, пожимающий кому-то руку на фоне строящегося Парадигм-Сити. Очевидно, этой фотографии уже 40 лет.

Позже вторая половинка обнаруживается у самого Роузуотера.

Этот снимок — один из ключей к разгадке личности главного героя.

За обрывком фотографии — последние строчки недописанного «Метрополиса», по сути, являющиеся пророчеством и воспоминанием одновременно:

«The power of God, created by man... Divine thunder raining down from the heavens...» (Сила Бога, созданная человеком... Божественный гнев обрушивается с небес...)

_↑_

ПРОШЛОЕ АНДРОИДА

прошлое андроида

В 19-й серии Роджер Смит и Военная Полиция расследовали убийство андроида. И последний, и предыдущий владельцы отзывались о нём хорошо, а фотографии доказывали это.

_↑_

ФОТОПОДСКАЗКА

фотоподсказка

Когда майор Дастон, желая надавить на Посредника, «случайно» назвал его «лейтенантом Смитом», в кадр попала фотография Роджера в военной форме.

Поскольку по роду своей деятельности Роджер занимается расследованиями, фотографии играют роль подсказок едва ли не в каждой серии. Например, снимок, найденный в доме у старика-отшельника, наталкивает Посредника на мысль, что он имеет дело с учёным, к которому вернулись Воспоминания.

_↑_

ЧЕЛОВЕК И АНДРОИД

человек и андроид

В 19-й серии на время расследования полковнику Дастону пришлось работать в паре с инспектором-андроидом Р. Фредериком О’Райлли, присланным из Парадигм. И полицейский был крайне недоволен этим сотрудничеством.

Опрашивая свидетелей и потерпевших Дастон и Роджер-Переговорщик неоднократно видели снимки, где человек и андроид стоят рядом как близкие друзья.

Пережив бок о бок опасность, рискуя жизнью и сталкиваясь с подлостью сильных мира сего, Дастон и Фредди сблизились. В конце серии они пожали друг другу руки, а подбежавшие журналисты «случайно» засняли их вместе.

_↑_

ФОТОЯПОНЦЫ

фотояпонцы

Болезненное пристрастие японцев (особенно японских туристов) фотографировать всё и вся было спародировано в 18-й серии, когда преступник Бэк вступил в сговор с людьми из Yoshifura-Yakamoto Industries. Они помогли ему захватить в плен Роджера-переговорщика — и все как один щёлками фотоаппаратами, когда Бэк показал им свою «добычу».

Снимали они и тогда, когда от боевого робота, построенного ими же, остались рожки да ножки…

_↑_

ФОТОАТРИБУТ

фотоатрибут

Фотографии обнаженных и полуобнаженных женщин – известный атрибут тюремной камеры. Их можно увидеть в 18-й серии.

_↑_

КРЫЛАТАЯ ДЕВА

крылатая дева

В 4-й серии ради встречи с заказчиком из «главуправления», главный герой посетил одно из центральных зданий Парадигм — могущественной организации, управляющей городом «словно Бог».

Там Роджер-Посредник ненадолго остановился перед огромным полотном в стиле Ренессанса, где была изображена крылатая дева, подобная Деве Марии, в окружении множества амурчиков.

Значение и смысл этого полотна прояснилась позднее…

_↑_

ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ

портрет женщины

В 9-й серии, явившись с визитом к заказчику, Роджер-Посредник и его помощница-андроид Дороти увидели большой портрет, висящий над каминной полкой.

Позже стало известно, что это всё, что осталось хозяину поместья от любимой женщины, с которой он «познакомился» сорок лет назад, в тот день, когда всё человечество охватила тотальная амнезия.

Двое незнакомцев полюбили друг друга, но девушка умерла при родах, а мужчина дал родившемуся мальчику своё имя, чтобы защитить от позора.

Единственным воспоминанием для него осталась картина.

_↑_

ИДЕАЛЬНАЯ НАТУРЩИЦА

идеальная натурщица

Вернувшись к себе, Роджер попытался нарисовать портрет Дороти — ведь она идеальная натурщица: «Никто другой не смог бы так держать позу».

Получившийся результат имел весьма условное сходство с оригиналом...

Сама Дороти ничего не сказала, увидев свой портрет.

Позже, в поместье заказчика, она пристально смотрела на портрет его умершей возлюбленной. А потом спросила у Роджера: насколько для людей важны воспоминания и можно ли полюбить из страха перед одиночеством или беспамятством?

_↑_

ПОРТРЕТ ДОРОТИ

портрет Дороти

Портрет Дороти является отсылкой к стилю известнейшего художника-экспрессиониста Амадео Клементе Модильяни — и особенно к его работе «Портрет женщины в шляпе» (Жанна Эбютерн в большой шляпе) 1917-го года.

_↑_

ОТРАЖЕНИЕ В ГЛАЗАХ

отражение в глазах

Во время сражения с преступником перепрограммированная Дороти едва не задушила Роджера в своих стальных объятьях, но сумела перебороть «приказ». В тот момент, когда Роджер находился на грани жизни и смерти он увидел своё отражение в глазах андроида.

В финале серии он немного дорисовал портрет, и Дороти заметила, что теперь в глазах появилась отражение человека.

Примечательно, что ни разу не прозвучала оценка этой работы или насмешка над ней: видимо, для героев важен сам акт рисования, а не сходство.

_↑_

«ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ»

«Вавилонская башня»

Главное здание корпорации Парадигм в Центральном Куполе Парадигм-Сити похоже на картину Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня» и на изображение Вавилонской Башни Брейгелем.

_↑_

НЬЮ-ЙОРК

Нью-Йорк

Прообразом дома Роджера послужило здание Apple bank в Нью-Йорке. Сходство не стопроцентное, конечно, нужно надстроить этажей, но основа та жеВдобавок внутреннее убранство холла на первом этаже похоже.

Парадигм-Сити местами уж очень напоминает Нью-Йорк, залив пару раз называют «Гудзоном», а, когда военные упоминают, что беспорядки на 72й улице, Дастон кричит что-то на тему близкого дома Роджера — между тем, Apple bank находится как раз на 73й-74й.

_↑_

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Триумфальная арка

В 21-й серии шахту, из которой выезжал Big Duo под управлением Алекса Розуотера, прикрывала копия Триумфальной арки.

_↑_

СОЛОВЕЙ

Соловей

Дороти — андроид, созданный старым учёным Тимоти Уэнрайтом на замену умершей дочери. Девушка очень похожа на человека, и в честь старой сказки об императоре, который обожал пение механической птицы, её называют «Соловьём».

В клубе «Соловей» «дочь» поёт на сцене. Позже, старик гибнет, а в конце 2-й серии главный герой говорит о том, что, услышав перед своей смертью пение андроида, Уэнрайт всё же успел обрести своё недолгое счастье, хотя понимал, что это вовсе не его настоящая дочь.

Однако в самой серии нет пения Дороти: есть лишь соответствующий эпизод, но звучит фоновая музыка.

_↑_

ДОРОТИ И ПИАНИНО

Дороти и пианино

3-я серия начинается с сильной и энергичной музыки: Дороти играет на пианино, чтобы разбудить Роджера, проспавшего завтрак, и Роджер страшно возмущён.
Поглощая омлет, он объясняет андроиду, почему это действует на нервы: «Как ни человечна твоя игра на фортепиано, это всего лишь подражание».

В конце серии Дороти вновь сидит за роялем, но на сей раз исполняет блюз, и объясняет удивлённому Роджеру: «Иногда возникает настроение его играть». Смирившись, он даёт своё разрешение.

_↑_

ИНСТРО

Инстро

Для Роджера спокойные мирные пробуждения были одним из удовольствий жизни, поэтому, измученный жёсткой игрой Дороти, однажды утром он привёз её в ресторан «Amadeus». Ещё за дверью они услышали музыку, и хотя эта игра была не столько точна, она была более чувственной, и все посетители ресторана наслаждались сонатой. А за инструментом сидел… андроид по имени Инстро.

Это великолепное пианино осталось после от Амадеуса — гениального учёного, который обожал музыку и создал робота. И когда Инстро рассказал, что «отец» любил слушать его игру, Дороти вспомнила, как она пела для своего «отца».

По просьбе Роджера Инстро начал учить Дороти своей манере игры.

_↑_

МУЗЫКА

музыка

Во время занятия в закрытый ресторан зашёл странный господин Гизенг, который на слух не смог отличить игру Дороти от игры Инстро — и при этом он что-то хотел от андроида-музыканта. Оказалось, Гизенг — опекун Инстро, раньше он работал в лаборатории Амадеуса. Гениальный учёный погиб во время эксперимента, при этом его исследования были связаны со звуковыми волнами.

Когда Инстро пропал, Дороти «наняла» Роджера-Посредника для поисков, при этом в качестве платы пообещала «играть ту пьесу лучше».

В решающий момент боя между «Биг О» и роботом Констанцем с акустическим оружием, именно игра Дороти и, главное, её желание продолжить уроки позволило разрешить ситуацию наилучшим образом.

Правда, Дороти так и не избавилась от привычки будить по утрам Роджера громкими резкими аккордами. В последующих сериях она продолжала играть.

_↑_

САУНДТРЕК

саундтрек

Насколько визуальная сторона сериала создана под влиянием стилистики нуар-комиксов, настолько и саундтрек, написанный Сахаси Тосихико, содержит множество отсылок и цитат к классике и музыке из шпионских, научно-фантастических и нуар-фильмов. Например, музыкальная тема для битв перекликается с саундтреком «Годзиллы» Ифукубэ Акиры.

Основной опенинг «Big-O! Show Must Go On» Нагая Руи — это своего рода ремикс на заглавную тему к фильму «Flash Gordon», написанную группой Queen.

_↑_

«JINGLE BELLS»

«Jingle Bells»

Также в сериале звучит «Прелюдия № 15» из опуса №28 Ф. Шопена.

Джазовую вариацию на мотив известнейшей рождественской «Jingle Bells» исполняет на саксофоне уличный музыкант Оливер в 11-й серии, посвящённой «Небесному Дню» — аналогии Рождества в Парадигм-Сити. 40 лет назад все люди утратили память, и то, что Оливер играет, является обрывками Воспоминаний.

Сыграть «что-нибудь особенное» его попросил Роджер-Посредник, и пока звучит музыка, Роджер и андроид Дороти обмениваются подарками — стоя под лапами чудовищной ёлки, которая едва не разрушила купол города…

_↑_

ТАНЦЫ

танцы

В 16-й серии на народных гуляниях можно увидеть и танцы.

_↑_

 Составители и редакторы