2005, ТВ сериал, серий: 50, студия BONES, режиссер: Кёда Томоки, снято по сценарию Сато Дая
Жанры: драма, меха, приключения, романтика, фантастика
Время действия: далёкое будущее
В первый раз Эврика оказалась в «пространстве контакта» с Командным Кластером в 19-й серии – и для неё Зона выглядела как пустые полки библиотеки.
Эврика находит свою книгу: в белой обложке, одинока стоящую на полке. Раскрывает – и видит пустые страницы.
Будучи посланницей другой формы жизни, Эврика – это «чистая книга», в которую будет «записано» всё, что девушка воспримет из окружающего мира и из отношений с людьми.
В 41-й серии она встретилась со своей предтечей Сакуей – и Зона, в которой Сакуя могла принять прежний человеческий вид, была как комната, окружённая полками с книгами.
В человеческой реальности Сакуя превратилась в огромный лотос.
В 41-й серии Эврика показывает свою пустую книгу – и Сакуя рисует там сердечки в знак того, что Эврика нашла свою любовь.
В опенинге к IV сезону, когда появляется «библиотека» Командного Кластера, можно увидеть множество книг с надписью на обложке «Life of Eureka», тома 2, 5, 8 и другие.
В 47-й серии Командный Кластер — сосредоточение сознания Скаб-Коралла (разумной формы жизни) — предтаёт перед главными героями как библиотека, полная книг. Читатели этой библиотеки — это люди, страдающие «синдромом отчаяния», либо те, кто добровольно соединился со Скаб-Кораллом. Подчёркивается, что такой образ выбран для лучшего восприятия и более удобного общения.
В «библиотеке» Командного Кластера в 47-й серии можно было увидеть названия книг на корешках: энциклопедии о Земле, животных, растениях и т.д.
В 49-й серии, перед взрывом Командного Кластера – и перед собственной физической смертью – больные Синдромом Отчаяния пришли в себя. Компак-драйвы в их руках превратились в книги. Они раскрыли эти книги – а там пустые страницы…
В 31-й серии Кода, одна из Совета Мудрецов, появляется в своём убежище на орбите – на фоне книжных полок.
В 36-й серии Холланд вспоминал о своих встречах с сестрой Рентона Дианой. Их вторая встреча произошла после смерти Адрока Тёрстона: Диана искала документы, связанные с работой отца. И кабинет буквально ломился от книг.
Ключевая книга сюжета — первый том «Золотой Ветви» Джеймса Фрэзера. Для Холланда и Дьюи она стала «руководством к действию» и обоснованием многих поступков.
«Золотая ветвь» содержит уникальный фактический материал, охватывающий историю развития религии на протяжении нескольких веков. Основной целью книги стало объяснение правила, которое определяло порядок наследования должности жреца Дианы в Ариции (с подробным анализом можно ознакомиться здесь).
В 43-й серии появляется «Введение в Землю», откуда главные герои узнают о море и о своём возможном местопребывании.
На японском, включая название на обложке.
Автор: Мацубасэ Тосио (он же появляется как переводчик «Золотой Ветви»).
В 30-й серии Тальхо читает «Синюю Птицу», сидя у постели раненого Холланда, и в этой сцене он впервые видит её с новой причёской и во «взрослой» одежде.
«Синяя птица» — пьеса Мориса Метерлинка в форме детской сказки, написана в 1905 году. Произведение проникнуто идеей «быть смелым, чтобы видеть скрытое».
Книга появляется в переломный для персонажей момент: позади остались многие проблемы и конфликты, с этой серии начинается новый виток развития сюжета.
Имя Мориса Матерлинка разделили между собой дети Эврики: Морис, Метер и Линк.
Во время боевых операций (8-я и 40-я серии), чтобы соблюдать режим секретности в эфире, члены Штата Гекко в качестве кодовых имён используют имена персонажей сказок Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»:
В 40-й серии Холланд также упоминал Мартовского Зайца, но не совсем понятно, кого он имел в виду: Стонера или союзников-водарековцев.
В 30-й серии, пока «Гекко-Го» был в НИИ Тресор, Эврика и Рентор посмотрели старый документальный фильм. Как оказалось, он не только про прошлое Нирвашь – он ещё и о прошлом Эврики. Мелькнул там и дед Рентона.
В 12-й серии, оказавшись в Зоне, Рентон переживает ряд приключений, среди которых – падение в огромный унитаз. Сброшенный туда Анемоной, Рентон погружается всё глубже и глубже в унитазные пучины, а мимо него проплывают рыбки...
В этой сцене процитирован нырок из фильма «На игле»: Марк Рентон решил завязать с героином, который, кроме прочего, вызывает запоры. Получив от продавца наркотиков в качестве лекарства опиумные ректальные свечи, Рентон нашёл самый грязный сортир в Шотландии, уронил туда свечу, а потом нырнул туда – и оказался в чистом водоёме с минами и ракушками.
Оба погружения, разумеется, происходили не в реальности, а в воображении героев.
Когда в 11-й серии Эврика готовилась к «встрече» с кораллианином аэро-класса, она собиралась и одевалась (после принятия ванной) точно также, как это делают герои классических боевиков. И хотя у неё было лишь платье и заколки для волос, но чёткость движений, выбранные ракурсы и общий настрой сцены были недвусмысленно пародийными.
В 31-й Миша довольно резко отреагировала на ухаживания бывшего мужа Грега Игана. Жест очень напоминал известный жест приветствия Спока из «Звездного пути» (Star Trek).
Стонер – фотограф, журналист и хроникёр Штата Гекко.
Хотя, как он сам признаётся, «вояка из него никудышный», Стонер весьма успешно использует в качестве оружия «журналистское перо», предлагая читателям «ray=out» альтернативную информацию об окружающем мире.
У Стонера своя философия, призвание и миссия, себя он считает Наблюдателем, который обязан рассказывать о происходящих событиях – и, таким образом, делать их более «реальными».
Фотоаппарат Стонера был подробно показан ещё в 1-й серии. Плёночный.
Без фотоаппарата Стонер кажется «голым» и незащищённым – это продолжение его «Я», главный инструмент Наблюдателя, пытающегося не только зафиксировать, но позволить другим людям увидеть происходящее.
Стонер – настоящий профессионал своего дела, относящийся к журналистике как к своему личному полю сражения.
Пропагандистскую атаку Дьюи он воспринял как личный вызов – именно благодаря Стонеру Штат Гекко смог привлечь на свою сторону не только риферов, но даже капитана Юргенса и всю команду линкора «Идзумо».
Иногда кажется, что он стыдится своих «чистых» рук, не запятнанных ничьей кровью. В любом случае, он может только сделать снимки и писать.
Положение Наблюдателя, освобождённого от необходимости убивать (но разделяющего с остальными возможность быть убитым) превратило Стонера в своего рода философа «Гекко-Го»: он нередко впадает в лирическую задумчивость, размышляя вслух о «воспоминаниях, которые являются незримым "контейнером", вбирающим в себя всё, что его окружает», об опыте и восприятии реальности, о том, что такое рифинг и каково жить в мире траппы.
В 33-й серии он создал фотографию главных героев, которая сама по себе ни заявление, ни возражение. Скорее, она содержит истинную надежду на то будущее, что предстоит принять всему человечеству.
В 40-й серии, когда герои проникали в секретный город водареков, Стонер не мог удержаться, чтобы из-под полы не поснимать окружающее.
Рентон Тёрстон, главный герой сериала, вырос в тени своего отца, который оставался героем для всех — а вот для Рентона он был отцом, которого мальчик вообще не помнил. Но при этом постоянно видел лицо своего отца на фотографиях: семейных снимках дома, в газетах и даже на плакатах, посвящённых «герою Адроку».
На протяжении многих серий лицо Дианы (старшей сестры главного героя Рентона) появлялось регулярно — и при этом его невозможно было разглядеть.
На одних снимках мешал блик. На других — обзор загораживали вещи. Кроме того, Рентон сам заштриховал лицо сестры на одной из фотографий, потому что страшно обижался на неё: его мама умерла при родах, Диана вырастила его, а потом ушла – бросила ради какой-то идеи.
Во 2-й серии лицо Дианы так и вовсе сгорело вместе с домом Рентона!
Благодаря этому одному этому приёму образ Дианы долгое время оставался призрачным, таинственным и весьма неоднозначным.
Ещё в 1-й серии подчёркивалось, что Рентон фанатеет от команды «Гекко». Его комната была обвешана их фотографиями – точнее, постерами из журнала.
В 6-й серии Рентон запорол фотосессию Стонера с Тальхо, которую он делал для журнала. И ему за это здорово влетело от Тальхо!
В конце 6-й серии Морис подарил Рентону фотографию мамы – и снимок стал настоящим сокровищем. Рентон подолгу смотрел на него и всюду носил с собой.
И когда ушёл с корабля, тоже взял. Уличный воришка, который унёс его рюкзак, оставил ему только эту фотографию…
В 13-й серии можно увидеть стену пропавших людей с фотографиями и описаниями.
В 15-й серии портрет героя Адрока Тёрстона украшал стену дома дяди Рентона. Вообще этот портрет был на каждом шагу в Контрораде, где, как все знают, «Адрок спас мир».
Детская фотография, где Рентон был на руках у дяди, выглядела напоминанием о счастливом детстве – и контрастом с настоящим, когда Рентон осознал, каков его дядя на самом деле.
В 18-й серии Рентон смог завязать отношения с шахтёром Британи, когда узнал на старом снимке своего дедушку в молодости.
Снимки из прошлого Холланда позволили понять не только его биографию, но и специфику взаимоотношений с некоторыми персонажами.
Особенно это касается его друзей Бимзов, которые стали его заклятыми врагами, и старшего брата.
В 29-й серии впервые возникло изображение «Афексов» – нового оружия Дьюи. Фотография была у Стонера.
Причём в ТВ-версии снимок чёрно-белый, а в DVD-версии цветной.
В 32-й серии групповая фотография с Моритой и Грегом Иганом ознаменовала новый этап в борьбе Штата Гекко.
В 33-й серии после ссоры с Холландом Тальхо листала альбом старых фотографий, вспоминая прошлое и сомневаясь, возможно ли у них будущее… В итоге она пришла к решению продолжать борьбу за любимого человека.
На одном снимке в альбоме Тальхо стояла с Холландом на доске для рифинга, парящей на волнах траппы. В конце концов, она вручила эту доску Рентону – и Стонер сделал точно такой же снимок, но с Рентоном и Эврикой.
Впоследствии эта фотография стала символом лучшего будущего.
Снимок с Норбу появлялся в досье у разных людей – а в прошлом юный Холланд искал по этому снимку «опасного преступника».
Когда в 34-35 сериях Штат Гекко планировал нападение на Столицу, информатор, который мог помочь им, соглашался только на встречу с Тальхо.
Это был бывший стажёр Тальхо. И ценную информацию он написал на её фотографии из журнала…
В 48-й серии, когда рассказывалось о прошлом Земли, мелькнул кадр, похожий на известную фотографию Нила Армстронга, сделанную на Луне.
В 1-й Рентон малевал в тетради свою мечту: «Гекко-Го», ЛФО и он сам на доске для рифинга. Мечта сбылась довольно быстро – но не совсем так, как он представлял.
Линк, самый младший из детей Эврики, явно обладал задатками художника, потому что рисовал везде, где можно и где нельзя – и даже в опенинге его изображали рисующим что-то на полу.
В 6-й серии он зарисовал каракулями комнату Рентона и его самого. И ничем хорошим это не могло кончиться… А в финале серии Рентон и Линк на Нирвашь украсили аналогичными каракулями базу военных.
А когда Эврика заболела, он нарисовал ей её портрет.
В 15-й серии дома у дяди Рентон увидел вои старые детские каракули на стене, где он был с сестрой… Тогда он любил старшею сестру, которая заменила ему маму. Тогда она ещё не «бросила» его.
Дома у дяди Рентона стены были украшены не только портретами Адрока – были там и нейтральные пейзажи.
В каюте Тальхо стену украшают то ли фотографии, то ли картинки с изображением животных.
Плакат с изображением героя Адрока Тёрстона в Контрораде очень похож на кубинский плакат с Че Геварой.
В домах у водареков неоднократно попадался аналог «иконы», по стилистике напоминавшие буддийские изображения. Это не некое божество, а условное изображение святых монахов-мучеников.
Потолок зала, где проходил новогодний бал в 42-й серии, украшали трубящие ангелы, что перекликалось с происходящими событиями.
В 44-й серии картина, очень похожая на «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, висит на стене холла в Фонде Новака.
В этом научно-исследовательском заведении создают своих «венер» (почти богинь, но не любви, а, скорее, смерти), так что появление картины не случайно.
В 7-й серии над Рентоном жестоко подшутили, поручив ему «секретную миссию». Идиотски одетый, он проник в сауну «Радуга» и попытался найти человека, у которого на всю спину татуировка с мифическим животным…
Поиски привели Рентона к огромному риферу, у которого на спине было искомое «мифическое животное»: Холланд.
…Что для рифера нормально: Холланд – легенда.
Ещё в 27-й серии можно было заметить на руке у Холланда татуировку, которая как будто причиняла ему боль, напоминая о прошлом.
Но это не военная татуировка.
Только в 43-й серии стало известно происхождение этой татуировки.
Своим рождением Холланд убил мать. Отец воспринял это событие как доказательство, и Холланда объявили Жертвеным Королём. Он получил ту же татуировку, что и его отец.
Однако глава семьи никогда ни к чему не принуждал младшего сына, поэтому Дьюи решил сам исполнить ритуал: нарисовал на своём предплечье знак Жертвенного Короля и убил отца. «В тот момент я понял истинное значение ритуала: ребёнок позволяет родительской крови течь к планете и умиротворяет её», – признался Дьюи.
Однако Холланд убил своим рождением мать, и поэтому был свободен от ритуала. Он родился Жертвенным Королём. Когда же Дьюи убил отца, из земли вырос скаб-коралл. Взрослые, увидев фальшивый знак на руке мальчишки, решили, что землетрясение произошло из-за неправильно проведенного ритуала. Семью Новак лишили всех привилегий…
В 34-35 сериях Дьюи общался с Норбу в Тиллер Гарден – Парке Миниатюр, расположенном у подножья башни Капитолийского Холма.
Кроме Сфинкса и Эйфелевой Башни в этом парке есть древнейший символ вечности – пирамида фараонов в Гизе.
В 16-й серии во время своего сна Рентон оказывается в довольно аккуратно воссозданной копии «Fallingwater» – дома, построенного по проекту Франка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright).
В эндинге к 3-му сезону Тальхо делала зарядку, лёжа на постели в одной из комнат знаменитого дома Норитаки Минами «Capsule Tower» (1972).
В 25-й серии Рентон познакомился в «саду на краю мира» с Уиллом и Мартой. Уилл рассказал, что встретил жену, когда был солдатом на войне… Архитектура горящего города в его воспоминаниях напоминает Восточную Европу.
Фасад здания фонда Новака, куда в 44-й серии Доминик приехал за заменой Анемоне, похож на Собор Парижской Богоматери.
Сериал пропитан аллюзиями и отсылками к современной музыке: названия серий, техники, имена персонажей и многое другое. Музыка постоянно звучит в жизни персонажей. Несмотря на многие реалии будущего, ди-джей – актуальная профессия.
Армейские меха КЛФ названы по имени британской группы The KLF. Один из источников ЛФО, общего названия для всех меха, – британская группа второй половины 80-х годов ХХ века. Подробнее.
Межконтинентальные бомбардировщики AFX («Афекс») названы в честь Aphex Twin, выпускавшего свои записи на том же лейбле, что и LFO. Подробнее.
Четвертый опенинг начинается с современной обработки гимна «О, благодать» — Amazing Grace.
В команде «Гекко» Мэтью – не только пилот боевого меха, но и ди-джей. Тильда ассистирует ему в этом непростом деле: в области музыки последнее слово всегда остаётся за ним.
Кроме того, Мэтью поддерживает связь с другими ди-джеями и вообще подпольем.
В 22-й серии Рэнтон, ушедший с «Гекко-Го», засыпает на улице среди других бездомных, а просыпается посреди дискотеки. На месте бомжей – ди-джей, по бокам импровизированной сцены – колонки, а вокруг двигаются под ритм люди странного вида.
Рентон чувствует, что ему тоже нравится этот ритм, начинает пританцовывать и случайно встречается глазами с высоким широкоплечим мужчиной, который указывает ему на танцующую молодую женщину: «Смотри, какая красотка!»
Так он знакомится с четой Бимзов.
В 22-й серии одна из танцующих на уличной дискотеке была в подозрительно знакомом жёлтом с чёрным спортивном костюме…
В 30-й серии в НИИ «Тресор» окончание ремонта праздновали всеобщей дискотекой.
В 31-й серии церемония встречи Совета Мудрецов проходила под звуки ритуальных труб, чем-то похожими на тибетские ритуальные трубы «линбу» и «донглам».
В 32-й серии в Беллфоресте, когда требовалось отправить Нирвашь доску для рифинга, военных отогнали от дверей ангара, врубив музыку из мощных колонок.
В 43-й серии Дьюи и Анемона танцевали среди других танцующих на новогоднем балу. И во время танца Дьюи рассказал о своём прошлом…
На новогоднем балу в 43-й серии звучала классическая музыка. Но инструменты были фальшивые, как и многое другое вокруг