2012, ТВ сериал, серий: 22, студия Production I.G, режиссер: Сиотани Наоёси, снято по идее Уробути Гэна
Жанры: киберпанк, триллер, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
В кибер-панковом сериале о будущем всеобщего контроля не обойтись без оммажей классике. Так в 3-й серии на диске с программой-вирусом было написано «Джонни-Мнемоник», а в 4-й серии можно было увидеть роман «1984» Джорджа Оруэлла. Её читал Макисима, главный анатонист.
В 15-й серии антагонисты обсуждают научную фантастику. Макисима говорит, что происходящее напоминает ему романы Филипа К. Дика. Соратнику он рекомендует начать с «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
А в конце беседы он радуется, что «такой выдающийся хакер знает Гибсона».
Уильям Гибсон — известный писатель-фантаст, один из основателей жанра киберпанк.
У Филипа Дика есть рассказ «Особое мнение», фильм по которому является довольно вольной интерпретацией. В фильме представлена картина будущего, в которой полиция наказывает за еще не совершенные преступления. Ядром системы прогнозирования являются три экстрасенса. Очевидно, что создатели сериала знакомы с этим произведением.
Одна из излюбленных тем его творчества — отношения отдельного человека и общества. В поздний период творчества Дик также обращался к Древнему Риму, а себя считал инкарнацией апостола Павла.
В 17-й серии Макисима сравнивает Кодзабури с персонажем «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта — доктором из Бальнибарби.
Он предложил метод, позволяющий примирить спорящих политиков — для этого им нужно было обменяться половинками мозга с помощью операции. Тогда вскоре они породят «ту умеренность и правильность мышления, которые так желательный для голов людей, воображающих, будто они появились на свет только для того, чтобы стоять на страже его и управлять его движениями».
В конце первого сезона Когами ушёл, оставив на столе в каюте «По направлению к Свану» Марселя Пруста.
Некоторые сюжетные повороты можно считать оммажем «Шерлоку Холмсу» Конан-Дойля.
Так Когами обратился за консультацией к профессору, который продемонстрировал Аканэ работу дедуктивного метода.
Один из антагонистов — явная отсылка к полковнику Морану.
В 13-й серии Синъя Когами, поправляясь в больнице, читывал повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы».
Одну из охотничьих собак-дронов Тоёхиси звали Лавкрафтом — отсылка к классику жанра хоррор.
В 9-й серии Тоёхиса упоминает платоновскую идею о том, что тело — темница души.
Платон упоминается и в 5-й серии, один из персонажей называет души сетевых аватаров воплощением платоновских идей.
В 5-й серии, доказывая Аканэ, что Сеть является не инструментом передачи данных, а средством достижения идентичности и общности с другими, наряду с валютой, языком, государством и т.д., Масаока кратко пересказывает «Рассуждения о неравенстве» Руссо.
В 4-й серии словами Ницше: «Если долго вглядываться в бездну, бездна будет вглядываться в тебя» — ветеран Масаока объяснял новенькой Аканэ, что не стоит смотреть на мир глазами их коллеги Когами, иначе психопаспорт может вырасти так же сильно.
В 19-й серии в разговоре с Когами Сайга цитирует Вебера: «Идеальные чиновники должны четко исполнять свои обязанности без гнева или пристрастия, ненависти, излишнего рвения или личных симпатий. В этом смысле Сивилла близка к идеалу. <...> При таком устройстве источником власти является знание. Оно позволяет усилить превосходство».
Как считает Когами, в ответ на это Макисима процитировал бы Джонатана Свифта, Фуко или Иеремию Бентама.
В 16-й серии Макишима цитирует Паскаля: «О справедливости можно спорить, сила очевидна и бесспорна. Поэтому нельзя было придать силу справедливости».
Когами парирует: «Я давно уже приучил себя настораживаться, когда цитируют Паскаля. Чисто гигиеническая предосторожность». (Хосе Ортега-и-Гассет. В гуще грозы)
Что характерно, антагонист узнал автора: «Я сказал бы то же, процитируй Паскаля ты».
В 7-й серии, в день смерти своего отца, Орё Рикако цитирует Кьеркегора: «Поскольку люди стоят выше животных, т.е. поскольку люди наделены личностью и душой, им ведомо отчаянье». Её отцу очень нравилась эта фраза.
В 11-й серии главный антагонист объяснял состояние Аканэ словами Декарта: «Человек не может принять решение, если его желание недостаточно сильно или ему недостаёт ума».
В 14-й серии главный антагонист читал книгу японского журналиста Иваками Ясуми «Революция, преданная до её начала». В ней описывается распад СССР и демократизация в России.
На русский не переводилась.
Обложка этой книги, как и остальные в сериале, скопирована с реального издания.
В 21-й серии антагонист читал Библию, конкретно Евангелие от Матфея 13:24,13:25
«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;»
Макисима читал эти строки во время уничтожения посевов. Можно сказать, суть притчи потеряна, изложена только форма.
Экземпляр издания Шекспира в руках Макисимы не прост. Это реально существующее издание, четвертый том собраний сочинений Шекспира издательства Riviere & Son, 1685. Текущая цена в районе 100 тысяч долларов, а в будущем книга дешевле не станет.
Во время событий сериала антигерой утрачивает этот том. Позднее ему возвращают другой экземпляр того же издания, но уже не в таком роскошном состоянии.
Сама книга была умело использована в драке.
В 6й серии на занятиях по литературе проходят «Двенадцатую ночь» Шекспира. Рикако в переписке со своей будущей жертвой сказала, что ей не нравятся его комедии. Трагедии нравятся гораздо больше — «Макбет» и «Тит Андроник».
Последняя в сериале цитируется гораздо обильнее: Макисима с удовольствием обрамляет охоту за Рикако словами Таморы, Деметрия и других персонажей.
В 5-й серии упоминается киносценарий японского режиссера Тераямы Сюдзи к фильму «Прощание с ковчегом».
Один из наиболее часто цитируемых фильмов здесь — «Молчание ягнят»: от сюжетных поворотов типа посещения «маньяков» в спецлечебнице в 8-й серии до отдельных сцен типа побега Максимы Сёго в 17-й серии. Некоторые черты персонажей также заставляют вспомнить доктора Ганнибала Лектора.
На конспиративной квартире Масаоки стояло его семейное фото с Гинозой. Но сыну он ключи от этой квартиры не дал, он дал их Когами.
В 4-й серии обнаруживается, что «гончая» Бюро Общественной Безопасности Томоми Масаока занимается живописью, причём по старинке: с настоящими красками и холстом… В цифровом мире это довольно необычное хобби, и рисование подчёркивает характерные особенности ветерана, который предпочитает реальность любой виртуальности.
Художник, занимающий важное место в сериале, это Орё Роити, точнее, его картины. В его работах прослеживалась чёткая идеология… Сам Орё Роити уже погрузился в состояние полной пассивности, и в какой-то момент просто умер, однако его картины нашли благодарного почитателя в лице дочери — красавицы Рикако: она делала скульптуры по мотивам этих картин. Скульптуры из убитых и препарированных девушек из академии Осо.
Орё Рикако не только «делала» скульптуры по мотивам картин отца, но и рисовала, часто проводя время в художественном клубе при школе, президентом которого она и являлась.
У неё была своя философия, делающая убийства благим делом… Но заигравшись, она потерпела поражение и погибла не самой приятной смертью.
«Сотворение Адама» Микеланджело, скопированное на тротуаре, стало иллюстрацией к разговору двух антагонистов в 17-й серии.
В 8-й серии герои пришли в клинику-тюрьму, где держали тяжёлых пациентов с преступным коэффициентом больше трёхсот. Этих безумцев могли убить при малейшем подозрении… Но они были экспертами — и в расследовании помог человек, очень-очень любящий изобразительное искусство, так что всё его тело, включая спину, было покрыто татуировками.
Перед закрытой женской академией, где училась и убивала Орё Рикако, стояла узнаваемая статуя крылатого Эроса.
В 8-й серии.ю во время рассуждений Орё Рикако об академии, браке и ученицах, на экране сменяли друг друга разные скульптуры, в том числе знаменитая Венера Милосская.
Это станция Симбаси — крупная железнодорожная станция, расположенная в специальном районе Минато, Токио. Станция обозначена номером A-10 на линии Асакуса, G-07 на линии Гиндза и U-01 на линии Юрикамомэ.
В 12-й серии было рассказано о музыкальном прошлом Яой: когда-то она была гитаристкой. Также рассказана история Рины — вокалистки «Propheсy», которая стала подпольщицей. Они были связаны, но жизнь сделала их противниками.
Как отмечено, у людей, глубоко увлёкшихся искусством, оттенок психо-паспорта стремительно темнеет. Искусство, как мощное средство воздействия на людей, может обернуться не только лекарством, но и ядом.
Во многих сценах с участием Тоёхисы играла Девятая симфония Бетховена.