2010, ТВ сериал, серий: 12, студия A-1 Pictures Inc., режиссер: Камбэ Мамору, снято по сценарию Ёсино Хироюки
Жанры: драма, повседневность
Время действия: альтернативная Европа
В заброшенном классе школы, которая когда-то была превращена в казарму, горнистка Кана находит книгу. Текст — иероглифы, и девушка не может прочитать (но признаётся, что ей это было бы интересно — узнать о тех, кто учился здесь раньше).
Случай довольно редкий: как правило, либо герои аниме умеют читать по-японски, либо все тексты — на английском или выдуманных языках. Здесь книга акцентирует внимание на том, что мир сериала довольно сильно отличается от реального.
Кана, которая поступила в армию, чтобы научиться музыке, читает пособие по игре на горне: «Le Manuel du Clairon du Signal».
Уже во 2-й серии ноты оказываются универсальным языком, не нуждающимся в переводе. Когда Кана находит обрывок нотной записи в разрушенном музыкальном классе, она с восторгом понимает, что способна это сыграть…
Стиль картин Густава Климта и сюжеты ряда его картин появляются в 1-й серии, где служат иллюстрацией легенды об Огненных девах, которая занимает ключевое место в сюжете сериала:
Около города Сейза, в долине, жил крылатый демон, который извергал пламя и сотрясал землю, причиняя людям страдания. Однажды он выкрал дев, которые жили в крепости, и заточил их в подземном лабиринте. Однако Ангел преподнёс каждой золотой горн, и, перекликаясь, они выбрались из лабиринта, а затем вместе с гигантским пауком победили демона и обезглавили его.
Но из головы демона продолжало вырываться пламя. Если бы пламя не потушили, оно сожгло бы город дотла, и девы по очереди прижимали к себе голову демона. Каждый день жители поливали водой дев и пылающую голову. Через год пламя наконец-то утихло.
Прибытие главной героини на место службы совпало с городским фестивалем, который проводился в честь Огненных дев.
Начиная со 2-й серии, эти картины становятся визуальным рядом опенинга.
Изображенные девушки — главные героини сериала: пять солдат из взвода 1121, который базируется в крепости на окраине города Сейз.
Обращают на себя внимание характерные и узнаваемые жесты и позы климтовских дев.
Выбор художника вполне оправдан: Климт прославился в первую очередь женскими портретами, но создатели «Звуков неба» пошли дальше, и основой иллюстраций стал «Бетховенский фриз» (1902) — синтетическое произведение искусства, основанное на девятой симфонии Бетховена.
В начале XX века Бетховен был культовой фигурой, и многие деятели искусства отдавали дань этому композитору. Климт и его друзья видели в Бетховене воплощение гения, а в его творчестве — прославление любви и спасительной жертвы.
Иллюстрации для легенды об Огненных девах перекликаются с картинами фриза: первой появляются «Враждебные силы» — гигант Тифон и его дочери, три горгоны, символизирующие Похоть, Излишество и Невоздержанность.
В легенде эти образы соответствуют рассказу о демоне, похитившим дев из крепости.
Далее следует «Тоска по счастью, излитая в поэзии»: это и Кана, и все пять девушек в белых с красным одеждах (центральный образ опенинга).
Для Ангела, подарившего горны девушкам из легенды, была использована «Ода к радости» — заключительная композиция бетховенского фриза.
В финале опенинга появляются все пять девушек из взвода 1121 в золотых одеждах — хор ангелов в раю из «Тоски по счастью» (см. выше).
Использованы и другие произведения Климта:
Рио с маской — это эскиз к аллегории «Трагедия» (1987, Климт отобразил всю историю искусства на стенах Художественно-исторического музея).
Главные героини в шаловливых позах — «Золотые рыбки» (1901-1902), первоначально названная «Моим критикам».
Сорами Каната вступила в армию, чтобы научиться играть на трубе — в стране, только что закончившей изнурительную войну, это был единственный способ получить хоть какое-то музыкальное образование.
Но горнисты — не просто музыканты, и солдаты, вместе с которыми ехала Кана, опекали её, ведь «подружишься с горнистом — услышишь, когда сигнал к отступлению трубить будут».
Именно армейская горнистка, которую Кана встретила во время войны, повлияла на выбор девушки.
Роль Огненной Девы на городском фестивале в 1-й серии исполняла сержант Казумия Рио из взвода 1121. Она умела играть на трубе и впоследствии стала учителем Каны.
Заблудившись в окрестностях Сейза, Кана вспомнила слова армейской горнистки: «У звука всегда есть эхо, и его обязательно услышат» — и заиграла на своём горне.
Жители города испугались: неужели демон проснулся? Но потом в ответ заиграла Рио — и Кана с радостью услышала голос другой трубы.
У Каны отличный слух, она может определить ноту по любому звучанию, будь это стеклянный флакон или колокольчик. Кроме того, девушка старательно изучает ноты и вообще очень серьёзно и с любовью относится к выбранной профессии. Но вот опыта у неё пока маловато: когда в первое утро службы по просьбе Рио Канна играла «подъём» на своей трубе, жители города снисходительно усмехались, слушая её неумелую игру…
А вот Рио играет великолепно.
Во 2-й серии Кана и Куреха исследовали заброшенные казармы. Кана обнаружила, что раньше это была школа. В помещении, которое раньше было музыкальным классом, они нашли рояль, и Кана представила себе ансамбль из всех девушек из взвода. Интересная фантазия, принимая во внимание тот факт, что кроме Каны и Рио больше никто не играл на музыкальных инструментах.