Философские произведения и авторы, процитированные персонажами.
1986, ТВ сериал, серий: 26, студия Nippon Animation, режиссер: Сугияма Таку, снято по произведениям Антонио Лупателли
Жанры: приключения, сказка
Время действия: сказочные наши дни
Когда в 22-й серии главные герои обсуждали план проникновения в логово Скорпиона (главного злодея), выдра Оттер сказала: «Ещё мой дедушка говорил: Если знаешь противника...» Дальше за него заканчивает черепаха Тарти: «Если знаешь противника и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет».
На самом деле это цитата из знаменитого трактата Сунь Цзы «Искусство Войны» (третья глава «Стратегическое нападение»).
1989, ТВ сериал, серий: 47, студия Sunrise, режиссер: Ёсинага Наоюки, снято по идее Headgear
Жанры: комедия, меха, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
В 42-й серии один из грабителей любил цитировать мысли великих людей. Большая часть его высказываний — скорее, самостоятельные афоризмы, чем цитаты.
«Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется».
Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления (максима 209)
«Чтобы победить их, нам нужна смелость, смелость, еще раз смелость [— и Франция будет спасена !]»
Жорж-Жак Дантон (речь 2 сентября 1792 года, когда в Шампань вторглись прусские войска)
«Только настойчивость приводит к цели».
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер.
«Ещё ни один пессимист не проник в тайны звезд, не открыл неизвестную землю и не распахнул перед человеческим духом новые небеса».
Хелен (Элен) Адамс Келлер (англ. Helen Adams Keller, 1880 – 1968) — слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель.
«Жребий брошен».
Гай Юлий Цезарь
1999, ТВ сериал, серий: 43, студия Studio Pierrot, режиссер: Абэ Нориюки, снято по манге Фудзисавы Тору
Жанры: драма, комедия, школа
Время действия: конец XX века
В 16-й серии, когда впервые появилась Уруми Кандзаки, была показана её комната и книги, которые она читает. Среди них можно было заметить «Критику чистого разума» Канта, «Алису в стране чудес» Кэрролла и «Философские исследования» Витгенштейна.
Набор книг подтверждал, что четырнадцатилетнюю школьницу не зря считали гениальной.
2003, OVA, серий: 9, студия Studio 4°C, режиссер: Ватанабэ Синъитиро, снято по идее Л. и Э. Вачовски
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы
В «Kid's Story» главного героя зовут Майкл Карл Поппер. Сэр Карл Раймунд Поппер — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия.
Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.
2003, ТВ сериал, серий: 26, студия BONES, режиссер: Окамура Тэнсай, снято по идее Нобумото Кэйко
Жанры: драма, мистика, приключения
Время действия: будущее после катастрофы
В 23-й серии на полке леди Джагары был замечен труд Томаса Боцио «De ruinis gentium et regnorum adversis impios politicos libri octo» («8 книг о погибших нациях и государствах и нечестивых правителях»). Книга содержит критику идей и воззрений Никколо Макиавелли.
Отсылка впервые была найдена и расшифрована здесь.
2004, полнометражный фильм, студия Production I.G, режиссер: Осии Мамору, снято по манге Сиро Масамунэ
Жанры: киберпанк, меха, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
Часто упоминается «Лунь Юй» (кит. трад. 論語, упрощ. 论语, «Беседы и суждения. Аналекты Конфуция»), главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция по материалам его высказываний и бесед. Книга написана на древнекитайском языке, состоит (в наиболее распространённой версии) из двадцати глав и является частью Сы Шу, конфуцианского четырёхкнижия. На русский язык «Аналекты» переводились В. П. Васильевым, П. С. Поповым, В. А. Кривцовым, И. И. Семененко и А. Е. Лукьяновым.
Когда Бато опрокидывает кресло с «мертвым» телом, он напоминает:
«Если спишь один, тебя никогда не увидят уподобленным жалкому трупу». (руссаб Зорича).
«Не лежи в кровати, как труп. Даже великий Конфуций говорил, что нельзя притворяться, что заснул мертвым сном». (МС)
«Лунь Юй» 10.24.
«Спал не как труп, жил не как гость» (пер. А.Е. Лукьянов)
«Не лежал в постели, словно неживой, не сидел среди домашних в позе человека, принимающего гостя» (пер. И.И. Семенов)
«Когда он спал, то не лежал, как мертвый; когда был дома, то не сидел, как при гостях» (пер. В.А. Кривцов)
Конфуций говорил: «Пока ты не познал жизнь, как ты можешь понять смерть?» (руссаб Зорича)
«Как познать смерть, если не знаешь жизни?» — Это слова Конфуция» (МС)
«Лунь Юй» 11.12.
«Не зная, что такое жизнь, можно ли знать смерть?» (пер. В.А. Кривцов)
Цзи Лу спросил о служении духам умерших и богам. Учитель ответил: Не зная, как служить живым, сумеешь ли служить их духам? Осмелюсь узнать, что такое смерть? Не зная жизни, как познаешь смерть?» (пер. И.И. Семененко)
После визита в замок Кима, Бато принимает решение пробраться на завод «Локус Солус» со словами:
«Как сказал бы старик Конфуций: «Бейте в барабаны, дети мои, и атакуйте с моим благословением». (руссаб Зорича)
«Как говорили в древности, если враг не различает добро и зло, бейте в барабаны и бросайтесь в бой». (МС)
«Лунь Юй» 11.17.
«Младший был богаче князя Чжоу, а Цю еще больше умножал его состояние, собирая подати. Учитель обратился к своим ученикам: Сынки! Можете открыто, с барабанным боем, на него напасть. Я не считаю его больше моим учеником» (пер. И.И. Семененко)
«Сородичи Цзи и так богаче Чжоугуна, а Цю для них собирал подати и еще больше множил их богатства. Учитель воскликнул: «Он нам не попутчик, дети мои! В открытую под барабанный бой гоните его в шею! Разрешаю!» (пер. А.Е. Лукьянов)
Во время разговора с Бато Ким цитирует Франсуа де Ларошфуко:
«Немногим дано постичь, что такое смерть. В большинстве случаев на нее идут не по обдуманному намерению, а по глупости и по заведенному обычаю, и люди чаще всего умирают потому, что не могут воспротивиться смерти».
Из разговора Арамаки и Тогусы в кабинете:
«Человек никогда не бывает так счастлив или так несчастлив, как это кажется ему самому».
Источник: «Максимы и моральные размышления», первое издание в 1665 году. Известнейшее его произведение.
Также Бато говорит Киму:
«Вернейший способ быть обманутым — считать себя умнее других».
Есть и другая фраза из Ларошфуко:
«Притворяясь, будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем поистине утонченную хитрость, потому что обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас».
Что Бато и сделал, пользуясь подсказкой Мотоко.
В беседе с криминалистом Бато говорит:
«Декарт не различал людей и машины, живую и неживую природу. Когда умерла его пятилетняя дочь Франсина, он назвал в её честь куклу и нянчился с ней, как с живой. По крайней мере, так о нём рассказывали».
Это официальный перевод. Но не все субтитры содержат последнее предложение, в котором Бато ставит существование куклы под сомнение. История эта с высокой вероятностью является вымыслом. Якобы Декарт плыл на корабле в Швецию. Во время путешествия он строго-настрого запретил команде беспокоить его и заходить в каюту. Корабль попал в шторм, и команда, обыскавшись, вломилась к философу. Декарта не было, но в центре стояла большая коробка. Матросы открыли её, оттуда встала механическая кукла и начала говорить. По одной версии капитан велел её сразу выкинуть, будучи убежден, что без черной магии не обошлось, а из-за этого и произошел шторм. По другой, кукла напала на него, и во время драки капитан вышвырнул её за борт.
Эта история иллюстрирует степень его любви к дочери.
В русскоязычных источниках её нет — только в англоязычных.
2004, ТВ сериал, серий: 26, студия Production I.G, режиссер: Нисикубо Мидзухо, снято по сценарию Сакурай Ёсики
Жанры: история, мистика, приключения
Время действия: период Хэйан
Во второй дополнительной серии аниме, действие которой происходит до событий второй части, Мансайраку встречает интересного собеседника — старика, читающего книги в тихом парке с видом на Токио. Они говорят о времени, городе и самих себе. При старике всегда пакет, из которого он достаёт нужную для подходящей цитаты книгу, например, «Rethinking Anthropology» Эдмунда Лича (Edmund Leach).
2005, ТВ сериал, серий: 24, студия Production I.G, режиссер: Хонго Мицуру, снято по сценарию Хонго Мицуру
Жанры: меха, приключения, спорт, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
Элизабет «Лиз» Рикарро, одна из основных героинь сериала, любит цитировать Конфуция.
В свободное время она читает «Аналекты» (англоязычное издание) — книгу, где приводятся высказывания Конфуция, описания его поступков и бесед с послушниками.
2006, ТВ сериал, серий: 23, студия Manglobe Inc., режиссер: Мурасэ Сюко, снято по сценарию Сато Дай
Жанры: киберпанк, постапокалипсис, приключения, фантастика, философия
Время действия: будущее после катастрофы
Вирус «Cogito» и название «Ergo Proxy» отсылают к известному изречению Декарта «Мыслю, следовательно, существую».
«Cogito ergo sum» является переводом с французского оригинального утверждения Декарта «Je pense, donc je suis» («Я мыслю, значит, я есть»), которое появляется в его «Рассуждении о методе» (1637). Подробнее.
В сериале процитировано и обыграно множество известных фраз и текстов. Полный список вербальных цитат «Эрго Прокси» можно посмотреть здесь.
В meditatio XI Хранитель Памяти из книжного магазина «City Lights» цитирует некоторые мысли Гераклита о «логосе» и «биосе». Подробнее.
Статуи-советники воплощают в себе личности известных философов:
Статуи справа:
Статуи слева:
В рабочем блокноте Рил есть карта, на которой можно разглядеть названия улиц (дорог): «Schopenhauer Roаd» и «Machiavelli Roаd» (справа) «Montesquieu Roаd» (слева). Вероятно, и другие улицы названы в честь известных философов и мыслителей.
2006, ТВ сериал, серий: 26, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Хатори Биско
Жанры: комедия, романтика, сёдзё, школа
Время действия: начало XXI века
В 20-й серии пока Тамаки, заключивший с близнецами сделку, ломает голову, как их различать, они убивают время. Один из них рисует лабиринты в тетради. Другой читает книгу: С.G. jung «ego & unconscious» (.К. Г. Юнг «Эго и бессознательное).
Позже, победив в игре «угадай, кто Хикару», Тамаки напоминает им о том, что такое индивидуальность: хотя они очень похожи, но всё равно разные.
В этой же серии появляется Кёя, уткнувшийся в книгу.
2006, ТВ сериал, серий: 14, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по ранобэ Танигавы Нагару
Жанры: комедия, пародия, фантастика, школа
Время действия: начало XXI века
Одно из основных мест действия — комната литературного клуба, Юки Нагато (единственный член этого клуба) постоянно читает (половина одной из серий только этому и посвящена). Практически каждая книга, которую она читает, раскрывает ту или иную деталь её характера.
Среди упоминавшихся книг: «Война за возвышение» Д. Брина, «Совсем как человек» Кобэ Абе, из не-фантастики, например «Феноменология духа» Гегеля.
2007, ТВ сериал, серий: 12, студия SHAFT, режиссер: Симбо Акиюки, снято по манге Кумэты Кодзи
Жанры: драма, комедия, школа
Время действия: начало XXI века
Альтернативное чтение имени школьного психолога Араи Тиё — «ниитиё», что может быть отсылкой к Фридриху Ницше.
2007, ТВ сериал, серий: 13, студия BONES, режиссер: Мори Такэси, снято по идее Исиномори Сётаро
Жанры: детектив, мистика, приключения
Время действия: середина XX века
Некоторые из персонажей сериала, включая главного героя, интересовались трудами Фридриха Ницше. Были показаны книги «Так говорил Заратустра» («Also sprach Zarathustra») и «Воля к власти» («Der Wille zur Macht»).
Главному герою, который начал отчаянно зевать при попытке чтения первой из этих книг, друг вручил книгу с простым изложением идей мыслителя. Также обсуждалось использование трудов Ницше в пропаганде Третьего Рейха, и то, что на самом деле многие его идеи там намеренно искажались.
2009, ТВ сериал, серий: 12, студия BONES, режиссер: Окамура Тэнсай, снято по идее Окамуры Тэнсая
Жанры: детектив, драма, мистика, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века
Во 2-й серии главная героиня, желая объяснить другу стремительность и решительность своих поступков, упоминает девиз своей мамы: «Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание».
Это известное высказывание Овидия.
Когда «мистер Смит» приходит на встречу с «Мадам», он цитирует «Искусство войны» Сунь-Цзы.
Эти два второстепенных персонажа не участвуют напрямую в действии — они предстают чем-то вроде наблюдателей и координаторов, так что к их разговорам прекрасно подходят изречения этого всемирно знаменитого китайского философа и стратега. «Искусство войны» не даёт прямых и дельных советов, невозможно понять, «где ставить колесницы», зато этот руд наполнен многозначительными фразами, что и не удивительно: Сунь-Цзы не занимался тем, что он описывал, — он лишь излагал свои мысли.
Цитаты из 2-й серии: «Средством, благодаря которому просвещенные правители и мудрые полководцы выступали и покоряли других, а их достижения превосходили многих, было упреждающее знание» — «Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов»
(Сунь-Цзы «Искусство войны», часть 13: «Использование шпионов»).
«Знай врага и знай себя» — часть фразы «Поэтому сказано, что тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении»
(Сунь-Цзы «Искусство войны», часть 3: «Планирование нападения»).
Цитата из 3-й серии: «Поэтому мы все слышали о глупой поспешности на войне». Это часть фразы в переводе с английского: «Поэтому, хотя мы слышали о глупой поспешности на войне, мы никогда не слышали, чтобы умный полководец её затягивал»
(Сунь-Цзы «Искусство войны», часть 2: «Ведение войны»).
В русском переводе «Искусства войны» эта фраза звучит так: «Поэтому я слышал об успехе быстрых военных походов, и не слышал об успехе затяжных».
2011, ТВ сериал, серий: 25, студия White Fox, режиссер: Сато Такуя, снято по видеоигре Nitroplus и 5pb
Жанры: драма, триллер, фантастика
Время действия: начало XXI века
Цитата из Хайдеггера повторяется несколько раз, и переходит от одного героя к другому: «С фундаментальной точки зрения люди — создания временные».
2012, ТВ сериал, серий: 22, студия Production I.G, режиссер: Сиотани Наоёси, снято по идее Уробути Гэна
Жанры: киберпанк, триллер, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
В 9-й серии Тоёхиса упоминает платоновскую идею о том, что тело — темница души.
Платон упоминается и в 5-й серии, один из персонажей называет души сетевых аватаров воплощением платоновских идей.
В 5-й серии, доказывая Аканэ, что Сеть является не инструментом передачи данных, а средством достижения идентичности и общности с другими, наряду с валютой, языком, государством и т.д., Масаока кратко пересказывает «Рассуждения о неравенстве» Руссо.
В 4-й серии словами Ницше: «Если долго вглядываться в бездну, бездна будет вглядываться в тебя» — ветеран Масаока объяснял новенькой Аканэ, что не стоит смотреть на мир глазами их коллеги Когами, иначе психопаспорт может вырасти так же сильно.
В 19-й серии в разговоре с Когами Сайга цитирует Вебера: «Идеальные чиновники должны четко исполнять свои обязанности без гнева или пристрастия, ненависти, излишнего рвения или личных симпатий. В этом смысле Сивилла близка к идеалу. <...> При таком устройстве источником власти является знание. Оно позволяет усилить превосходство».
Как считает Когами, в ответ на это Макисима процитировал бы Джонатана Свифта, Фуко или Иеремию Бентама.
В 16-й серии Макишима цитирует Паскаля: «О справедливости можно спорить, сила очевидна и бесспорна. Поэтому нельзя было придать силу справедливости».
Когами парирует: «Я давно уже приучил себя настораживаться, когда цитируют Паскаля. Чисто гигиеническая предосторожность». (Хосе Ортега-и-Гассет. В гуще грозы)
Что характерно, антагонист узнал автора: «Я сказал бы то же, процитируй Паскаля ты».
В 7-й серии, в день смерти своего отца, Орё Рикако цитирует Кьеркегора: «Поскольку люди стоят выше животных, т.е. поскольку люди наделены личностью и душой, им ведомо отчаянье». Её отцу очень нравилась эта фраза.
В 11-й серии главный антагонист объяснял состояние Аканэ словами Декарта: «Человек не может принять решение, если его желание недостаточно сильно или ему недостаёт ума».
2014, ТВ сериал, серий: 12, студия Studio Barcelona, режиссер: Кусакава Кэйдзё, снято по манге Кога Юн
Жанры: драма, мистика, приключения, школа
Время действия: ближайшее будущее
В 4-й серии в открытке-вызове Хару прочла цитату из Лютера: «Смерть не прерывает жизненный путь, а лишь завершает его» .
Коко Каминага использовала эту фразу, потому что эти слова были последними, которые она слышала от Ирены, которая была для неё Учителем и в какой-то степени матерью (в католическом приюте, где под видом воспитания сирот готовили наёмных убийц) — и которая погибла из-за бомбы, установленной Коко. Сама Коко хотела оставить ремесло наёмного убийцы — таким было бы её желание, если бы она смогла убить Хару.
В финале серии в формуляр книги Лютера Хару записала её имя…
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Production IMS, режиссер: Танигути Горо, снято по сценарию Аракавы Нарухисы
Жанры: меха, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века
В 1-й серии главный герой Такеру Куроки читает в метро «Бытие и время» Хайдеггера.
2016, ТВ сериал, серий: 24, студия BONES, режиссер: Игараси Такуя, снято по манге Асагири Кафка и Харукава35 aka Харукава Санго
Жанры: детектив, комедия, пародия, приключения, фантастика
Время действия: начало XXI века
2-я серия — A Certain Bomb; Асагири Кафка, сценарист манги, сам написал, что это намёк на «A Certain Woman» Аосимы Юкио и «A Certain Advice» Дадзая Осаму.
4-я серия — The Tragedy of the Fatalist (運命論者の悲み) объединяет названия двух произведений Куникиды Доппо: «Fatalist» (運命論者) и «Sorrow in Pastel» (画の悲み).
В той же серии действовал отряд «Чёрная ящерица» — названа так по одноимённому рассказу Хироцу Рюро (не Эдогавы Рампо).
5-я серия — Murder on D Street: по названию экранизации рассказа Эдогавы Рампо«The Case of the Murder on D. Hill».
8-я серия — Teaching Them to Kill; Then to Die: строчка из стиха Ёсано Акико «Не отдавай, любимый, жизнь свою!», в русском переводе это фраза «...погибни, но убей!».
9-я серия — The Beauty is Quiet Like a Stone Statue: цитата из рассказа Кёки Идзуми«Of a Dragon in the Deep».
12-я серия — Borne Back Ceaselessly into the Past: заключительная фраза из романа «Великий Гэтсби».
19-я серия — «Стратегия конфликта»: одноимённый труд Томаса Шеллинга.
20-я серия — «Голова может ошибаться...»: часть цитаты из книги Ацуси Накадзимы.
22-я серия, вторая часть — «Плывущий в небе Моби Дик»; несмотря на то, что это название идеально подходит сюжету, это всё-таки тоже цитата. Строчка из стихотворения Дайрики Конно, поэта начала XX века.
2016, ТВ сериал, серий: 26, студия P.A.Works, режиссер: Окамура Тэнсай, снято по сценарию Хигаки Рё
Жанры: меха, приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
В 7-й серии Софи с удивлениям узнала, что не все японские школьницы знают наизусть «Сокрытое в листве». Они даже не знают, что это такое!
В 12-й серия Софи читала «Хагакурэ» после первого дня в тренировочном лагере.
2016, ТВ сериал, серий: 12, студия Kyoto Animation, режиссер: Исихара Тацуя, снято по ранобэ Хатано Соитиро
Жанры: приключения, фантастика
Время действия: ближайшее будущее
В начале каждой серии шла лекция о фантомах. В начале второй вспоминали многое, включая Канта (правда, не очень грамотно).
В 1-й серии цитировался Плиний-старший.
2018, ТВ сериал, серий: 12, студия Satelight, режиссер: Вада Дзюнъити, снято по видеоигре Aquria
Жанры: мистика, приключения
Время действия: начало XXI века
В 1-й серии Рицу запрашивал в библиотеке «О душе» Аристотеля.
2018, ТВ сериал, серий: 12, студия Kinema Citrus, режиссер: Фурукава Томохиро, снято по сценарию Хигути Тацуто
Жанры: драма, махо-сёдзё, приключения, сёдзё-ай, школа
Время действия: начало XXI века
В начале 10-й серии Банана цитировала Гессе.
2019, ТВ сериал, серий: 12, студия Digital Frontier, режиссер: Мидзусима Цутому, снято по сценарию Ёкотэ Митико
Жанры: приключения
Время действия: будущее после катастрофы
Книги из воспоминаний Кирие (книги из «другого мира», принадлежащие дедуле, который научил Кирие летать).
Слева направо: